ЭНЕРГОМАШИНОСТРОИТЕЛИ ОПРАВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ СРАЖЕНИЯ АКЦИОНЕРОВ

Борьба между Александром Степановым и другими акционерами за контроль над энергомашиностроительными заводами Петербурга уже обернулась крупными убытками для предприятий. Их руководители оценивают потери в $250 млн.

<BR><BR>Борьба между Александром Степановым и другими акционерами за контроль над энергомашиностроительными заводами Петербурга уже обернулась крупными убытками для предприятий. Их руководители оценивают потери в $250 млн. <BR>Первый раунд Александр Степанов проиграл: ему не удалось превратить ОАО "ЛМЗ", ОАО "Электросила", ОАО "ЗТЛ", ОАО "ЭМК-Сила" в подразделения единой компании вопреки интересам руководителей заводов, ряда акционеров и городской администрации. Степанов контролирует две компании, которые являются крупными акционерами петербургских предприятий. Это - ОАО "Энергомашиностроительная корпорация" (ЭМК) и кипрская фирма Mardima. <BR>"Степанов через оффшорную компанию Mardima остается крупным акционером петербургских энергомашиностроительных компаний, и с ним придется считаться. Но теперь уже ясно - его влияние на работу предприятий ограничено. Диктат главы корпорации при нынешнем раскладе сил невозможен", - уверяет начальник управления планирования и развития Энергомашбанка Алексей Мусакин. <BR><BR><B>В поисках структуры</B><BR>Предприятия стали самостоятельными на внешнем рынке. Однако им не удастся противостоять в одиночку таким гигантам, как ABB, General Electric и Siemens, которые совместно занимают более 60% мирового рынка энергетического оборудования. "Все основные конкуренты имеют жесткую вертикальную структуру управления. Мы будем продолжать работать над объединением предприятий под флагом ЭМК. Рано или поздно предприятия поймут, что необходимо создание единой компании, которая включит в себя предприятия, объединенные единой технологической цепочкой", - настаивает директор центрального финансового управления ОАО "Энергомашиностроительная корпорация" Юрий Калабин.<BR>"На совместные проекты петербургских энергомашиностроительных предприятий приходится 30-40% их производства. Поэтому нет необходимости в создании жесткой вертикальной структуры. Тем не менее планируется учредить компанию, которая будет выступать от имени предприятий отрасли, если не удастся сменить главу ЭМК Александра Степанова", - возражает представителю корпорации Алексей Мусакин. <BR>Возможно, отторжение идеи создания единой компании вызвано стратегическими ошибками, которые допустил, по мнению представителей местных производителей, Александр Степанов. "Мы без труда можем освоить производство любых электрических машин. Однако корпорация по непонятным причинам препятствовала появлению новых направлений в нашей деятельности", - возмущен руководитель службы общего маркетинга АО "Электросила" Евгений Курочка.<BR>Судя по всему, желание объединиться в единую структуру появится не сразу, даже если необходимость в этом будет очевидна.<BR><BR><B>Портфели полнеют</B><BR>Заводы отстояли свою самостоятельность и теперь заключают договора в обход корпорации. У заказчиков появилась определенность, с кем им иметь дело.<BR>Предприятия одной из основных отраслей экономики города пытаются наверстать упущенное. <BR>Каким образом руководители предприятий получили в своих расчетах убыток в $250 млн - неизвестно. Возможно, они погорячились. Значительное падение производства за прошедшие месяцы замечено только по паровым турбинам, выпускаемым Ленинградским металлическим заводом (ЛМЗ). По этому виду продукции в первом полугодии 1999 года статистика зафиксировала падение более чем на 50%. В то же время выпуск гидравлических турбин (ЛМЗ) и электромашин ("Электросила") увеличился соответственно в 4,6 раза и на 28%. Производство генераторов ("Электросила") сократилось только на 3%. <BR>ЛМЗ является головным предприятием отечественного энергомашиностроения. За этот завод происходила наиболее ожесточенная борьба. Вывести предприятие из подчинения ЭМК удалось только через его банкротство. Вероятно, поэтому наибольшие потери в результате конфликта понес ЛМЗ. Сейчас ситуация изменилась. Судя по всему, внешнее управление идет на пользу компании. "Наметился небольшой рост экспорта продукции. План погашения долгов выполняется", - выражает сдержанный оптимизм Виктор Шевченко, председатель управляющего совета АО "Ленинградский металлический завод".<BR>По словам Алексея Мусакина, провал в заключении договоров приходится на конец прошлого - начало этого года. Теперь, когда ситуация для заказчиков прояснилась, портфель заказов активно пополняется. <BR>"По объему производства энергомашиностроение Петербурга выйдет на уровень прошлого года. Наметился прогресс в разработке новых видов оборудования. Скорее всего, все предприятия отрасли закончат год с хорошими финансовыми результатами и достигнут небольшого роста продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Наилучших темпов роста, около 20%, достигнет по итогам года "ЭМК-Сила". Эта компания меньше всего пострадала от действий руководства корпорации. Экспортные поставки растут и будут расти в ближайшие год-два, но не намного. Однако появление одного крупного заказчика может привести к большому скачку в объемах экспорта. Например, ожидается заключение крупного контракта с Узбекистаном на замену оборудования на электростанциях Амударьи и Сырдарьи", - прогнозирует Алексей Мусакин. <BR><BR><B>Спрос на старье</B><BR>Сейчас энергомашиностроение пошло в рост. Подросла зарплата на предприятиях города, и атмосфера внутри коллективов улучшилась. Акции энергомашиностроительных компаний ползут вверх. Однако рост котировок Алексей Мусакин связывает не с улучшением финансового состояния компаний, а с попытками конфликтующих сторон увеличить свою долю в предприятиях отрасли. <BR>Заводы постепенно осуществляют модернизацию технологического процесса. Полностью менять технологию пока нет необходимости, хотя по уровню производства отечественные энергомашиностроители сильно отстали от западных конкурентов. Дело в том, что большинство заказчиков петербургских предприятий в ближайшие годы не будут строить новые объекты. Они планируют покупать старые модели изделий, необходимых для замены износившегося оборудования и его ремонта.<BR>Однако на фоне падения производства, длившегося с начала 1990-х годов, это - незначительные улучшения.<BR>А по сравнению с тем, что может произойти в ближайшие годы, ожидаемый рост производства по итогам 1999 года выглядит топтанием на месте.