Рынок земли: мясо уже есть, но скелет пока отсутствует

Правительственный законопроект "О государственном земельном кадастре" получил одобрение Госдумы в первом чтении.

<BR>Правительственный законопроект "О государственном земельном кадастре" получил одобрение Госдумы в первом чтении. <BR>Но его разработчики уделили не слишком много внимания собственно правовым вопросам, зато переборщили с техническими терминами. Именно поэтому законопроект в нынешнем виде не способен решить многих актуальных задач рыночного оборота земли. <BR>Вниманию депутатов Государственной думы было предложено два конкурирующих законопроекта "О государственном земельном кадастре" - правительственный и депутатский. Дума одобрила вариант, разработанный Правительством. <BR>Основная задача этого законопроекта - создание системы правового регулирования организации учета земли (земельных участков) и обеспечение рационального ее использования. Законопроект представляет собой систему норм, которые определяют содержание кадастра, цели, задачи и принципы его ведения, устанавливают права и обязанности участников отношений, возникающих в процессе кадастрового учета, определяют состав кадастровых работ, обеспечивающих формирование и обновление сведений земельного кадастра. <BR>По сравнению с правовыми актами, регулирующими отношения в рамках кадастрового процесса сегодня (статьи 110, 111 Земельного кодекса РСФСР, Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. №2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость"), комментируемый законопроект является более последовательным, цельным и логичным документом. <BR>Использование сведений о земельных участках, учтенных в государственном земельном кадастре, однозначно определенных и признанных в качестве объектов недвижимости, позволит обеспечить гарантию прав граждан и юридических лиц на землю, совершенствование методов планирования территории, эффективность механизма сбора платежей за землю и налогов.<BR><BR><B>Крен в технологию</B><BR>Однако с точки зрения права принятый законопроект все же небезупречен. Так, в документе просматривается стремление его разработчиков максимально приблизиться к структуре федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ.<BR>С одной стороны, такое стремление должно приветствоваться, так как указанный федеральный закон и анализируемый законопроект направлены на решение смежных задач, направленных на достижение одной цели - создание цельной системы достоверного описания недвижимого имущества, обеспечивающей вовлечение объекта недвижимости в гражданский оборот и гарантии прав участников рынка недвижимости: формирование объекта - учет объекта - государственная регистрация прав на объект. Структурное единообразие законов, естественно, способствует решению таких задач. <BR>С другой стороны, все недостатки, так или иначе связанные со структурой федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и вообще с юридической техникой, перекочевали и в принятый в первом чтении законопроект. (Например, нормы части второй пункта 1 статьи 2 указанного федерального закона и второе предложение пункта 1 статьи 4 законопроекта.) <BR>Стоит заметить, что небрежность разработчиков законопроекта может привести к печальным результатам в случае его окончательного принятия в нынешней редакции. Так, например, пункт 1 статьи 7 гласит: "Объекты кадастрового учета, образованные в установленном порядке до вступления в силу настоящего федерального закона, признаются существующими в границах, указанных в правоустанавливающих документах". <BR>Однако сплошь и рядом можно встретить земельные участки (особенно под бывшими советскими предприятиями), границы которых ни в каких правоустанавливающих документах не указаны. Собственники находящихся на этих участках объектов недвижимости владеют такими участками по факту, а границы участков определяются исходя из размера фактически занимаемых указанными объектами недвижимости площадей. Неясен и смысл, например, таких понятий, как "юридическая действительность" государственного кадастрового учета (пункт 2 статьи 7). <BR>Недостаточно последовательно решен в законопроекте вопрос о так называемом сроке действия выписки и кадастровой карты (плана). Такой срок (1 месяц) установлен лишь для случаев, когда указанные документы предоставляются в учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А для иных случаев никаких сроков не установлено. <BR>Материал подготовлен "Бюро правовой информации"