Грязные технологии "банковских войн"

Используемые в петербургских "банковских войнах" информационные технологии за последнее время мало изменились, но действенность не потеряли.

<BR><BR>Используемые в петербургских "банковских войнах" информационные технологии за последнее время мало изменились, но действенность не потеряли.<BR>Они по-прежнему заставляют руководителей банков, подвергшихся нападению, глотать валидол, объясняться с клиентами и тратить значительные средства на контрпропаганду. <BR><BR><B>Цели</B><BR>Устраивая информационные диверсии, провокаторы ставят во главу угла: охоту за крупными клиентами, дестабилизацию ситуации вокруг кредитного учреждения, дискредитацию банков в глазах партнеров или городских властей, а также организацию паники среди частных вкладчиков. <BR>В каждом конкретном случае провокаторы выстраивают стратегию исходя из конкретных целей заказчика. К примеру, прошлогодняя провокация против ОАО "Банк "Петровский" была рассчитана на панику среди пенсионеров. За 1 день по почтовым ящикам пенсионеров было разбросано несметное количество листовок, в которых содержался призыв потребовать перевода денежных средств Пенсионного фонда из банка "Петровский".<BR>Другая история связана с СЗРЦ Инкомбанка и датирована 1996 годом. Крупным клиентам СЗРЦ было направлено фальшивое письмо от имени Петербургского межбанковского альянса о скором и неминуемом банкротстве СЗРЦ. В этом случае целью было спровоцировать конфликт как между клиентами и банком, так и между банками альянса и СЗРЦ.<BR><BR><B>Технологии</B><BR>Массовая рассылка фальшивых писем все еще в почете - это просто и дешево. По словам руководителя пресс-службы БАЛТОНЭКСИМ Банка Константина Сидорова, технология является малоэффективной в ситуации с крупными клиентами. Те ежедневно общаются с банком напрямую и могут сформировать свое мнение о ситуации в банке из первых рук.<BR>Еще одна технология заключается в распускании слухов. Один из известных петербургских банков когда-то содержал группу сотрудников, занимавшихся распространением дезинформации. Не стесняются "черные идеологи" использовать и собственных служащих. Например, операционисток, которые на протяжении всего рабочего дня, параллельно основной работе, могут мимоходом информировать клиентов о плохом финансовом состоянии того или иного банка. Конечно, преподносится все это "по секрету" и только для этого клиента. <BR>Весьма распространенным приемом является дезинформация через СМИ, печатные и электронные. Способов работы с СМИ у "черных технологов" много, среди основных - подкуп журналистов, оплаченные материалы, умышленная дезинформация журналистов, использование финансового влияния на ту или иную газету или просто издание небольшой собственной газеты.<BR><BR><B>Цена вопроса </B><BR>Посчитать, в какую сумму банку обходится война с конкурентом, трудно. По расчетам специалистов банка "Петровский", прошлогодняя акция против банка (рассылка корреспонденции клиентам банка, заказ материалов в СМИ) обошлась "доброжелателям" в 700 тыс. рублей.<BR>Известны и некоторые цифры о размере ущерба, наносимого атакуемому "дезой" банку. Например, в 1995 году представитель прокуратуры распространил по телевидению информацию о том, что Балтийский банк взял кредит, сумма которого в несколько раз превышает его капитал. Вкладчики запаниковали и "вынесли" из банка около 0,5 млрд рублей (см. "ДП" от 29.12.95).