Управление производством: от хлопушек к радиаторам

Успех фирмы, занимающейся производством, определяется квалифицированными специалистами, налаженными каналами сбыта и продукцией, которая пользуется спросом на рынке.

<BR><BR>Успех фирмы, занимающейся производством, определяется квалифицированными специалистами, налаженными каналами сбыта и продукцией, которая пользуется спросом на рынке.<BR>Так считает Виктор Хавилов, генеральный директор фирмы "НПК "Русьтеплоприбор". Достичь всего можно, добавляет он, если есть люди - нормальные, порядочные люди, ответственно подходящие к делу: "Именно они создают реальный сектор экономики. Кстати, у меня 40% сотрудников - бывшие военные".<BR>Только люди, считает Виктор Хавилов, определили за последний год запас прочности предприятий: "Мы использовали резервы, расширили производство, повысили зарплату - это людей стимулирует, они заинтересованы в конечном результате".<BR><BR><B>Рассчитывать на себя</B><BR>Путь в бизнес начался для Виктора Хавилова с задержек армейской зарплаты. "Не захотел привыкать дрожать: дадут - не дадут, у меня семья, - рассказывает Виктор Хавилов, - вовремя понял, что пора начинать зарабатывать деньги самостоятельно".<BR>В 1992-1993 гг. производить хотели многие. У многих были не только идеи, но и разработки. Понимания это на предприятиях не встречало, а собственными средствами располагали далеко не все.<BR>В запас Виктор Хавилов уволился в звании майора в 93-м. "Мы, когда из армии уходили, хотели заняться производством - и прежде всего тем, что связано было с предыдущей работой. Мы тогда многим заводам предлагали свои наработки: систему пожаротушения, разработанную российскими военными специалистами, которую применяли после бомбежек нефтяных вышек в Ираке, специальную технологию нанесения покрытий - флокирование. <BR>Нас не поняли. А мы, в свою очередь, никак не могли понять, почему никому не нужно то, что мы предлагаем? Вот и всплывают теперь те же идеи за рубежом. При этом вряд ли они украдены, скорее всего, проданы тем, кто готов был платить за новые технологии", - вспоминает Виктор Хавилов.<BR>С тех пор он никому не верит: создать дело и развить его, убежден Виктор Хавилов, можно только самостоятельно, рассчитывая на себя и тех, кто идет с тобой вместе.<BR> <BR><B>Хлопушки</B><BR>Столкнувшись с тем, что производить никто ничего не хочет, Виктор Хавилов начал свой бизнес с торговли: "Случайно получилось - купили коробку хлопушек новогодних, продали - пошло!" Но останавливаться на перепродаже было неинтересно, по-прежнему хотелось заняться производством. Определиться с конкретным продуктом помог бартер. <BR>На Виктора Хавилова вышло иногороднее предприятие: ему требовалось поставлять сырье, а продукцию, которой предприятие расплачивалось, реализовывать. Постепенно, к 1996-1997 гг., сложилась сеть реализации. И еще стало понятно, что именно продается легче остального: тепло. "Людям всегда нужно тепло, - уверен Виктор Хавилов. - Поэтому решено было начать с производства масляных радиаторов".<BR><BR><B>Государства будто нет</B><BR>Для производства были куплены документация и оснастка, арендованы площади. "Мы рисковали, конечно, - вспоминает Виктор Хавилов, - ведь могли и ошибиться: а вдруг не пойдет продукция? Были, не скрою, и мысли об отверточном производстве, но все-таки мы решились производить сами". <BR>В радиаторах, среди которых сейчас есть и усовершенствованные фирмой, и собственные разработки, все отечественное. Кроме выключателей: "У наших, к сожалению, искрозащита никакая. Мы обращаемся к российским предприятиям, но пока качественных предложений нет".<BR>Спрос на радиаторы уже начинает превышать производственные возможности фирмы: "Мы сейчас идем на север, там наши нагреватели очень популярны. Но для значительного роста объемов производства, а только это может удержать отпускную цену продукции, необходимы срочные финансовые вливания. <BR>Свободных же средств у меня нет: металл за последние 3 месяца подорожал в 2,5 раза, масло, которое мы в радиаторы заливаем, ежемесячно растет в цене на 30%. На тех условиях, которые банки предлагают, мне их деньги не нужны. <BR>Фонды всякие - не знаю, может, кого-то они и поддерживают. Мелкий и средний производитель никому, ни банку и ни государству, не нужен. Мы выживаем, как будто никакого государства нет".