"Семен Котко" пришел в Мариинский театр

Главной летней премьерой Мариинского театра стала опера Сергея Прокофьева "Семен Котко".

<BR><BR>Главной летней премьерой Мариинского театра стала опера Сергея Прокофьева "Семен Котко".<BR>Именно "Семеном Котко" "Мариинка" открывает сегодня фестиваль искусств "Звезды белых ночей". Опера про революцию была закончена Прокофьевым в 1939 году, что, безусловно, отразилось на ее содержании. Но "Мариинка" в лице Валерия Гергиева, режиссера Юрия Александрова и художника Семена Пастуха смело трансформировала кондово-соцреалистический сюжет в эффектное действо с элементами триллера и "экшена".<BR>Пространство мариинской сцены во время "Семена Котко" несколько напоминает фантастические фильмы, демонстрирующие последствия III мировой войны: куски искореженного металла, рельсы, устремленные в небеса, непонятные механизмы, огромная яма и т.п. А надо всем этим "пейзажем" - сложная "серпасто-молоткастая" конструкция из шестеренок и прочих деталей, по ходу оперы периодически окрашивающаяся в красный колер.<BR><BR><B>Апокалипсис</B><BR>Несмотря на революционную обертку, опера Прокофьева в первую очередь - о несчастной любви.<BR>Солдат Семен Котко возвращается с фронта на развалины, отец же его невесты вовсе не мечтает отдать дочурку за голодранца. Все дальнейшее действие почти полностью умещается в пространстве данного неравнобедренно-любовного треугольника.<BR>Украина образца 1920 года с белыми, красными и зелеными показана здесь в нарочитом плакатно-комиксном ключе. Красноармейцы облачены в алые шинели и высоченные буденовки того же колера, революционный матрос "в тельняшке нараспашку" расхаживает с огромным маузером, когда же деревенский партактив приходит агитировать Котко за большевиков, на сцене является чудо-дерево, плотно обложенное по периметру тыквами, арбузами, яблоками и прочими дарами. Апофеоз "красной" идиллии - в сцене сватовства жениха и невесту аккуратно окружают кумачовыми полотнищами.<BR>Но все это рушится: гайдамаки вешают двух большевиков (над сценой взлетают трупы в длинных "ку-клукс-клановских" балахонах), а затем из-под земли появляются германские солдаты в противогазах. Из стволов огнеметов вырываются многометровые струи огня и дыма, пожирающие людей (благодаря музыкальному ряду эта сцена по воздействию перевешивает полный комплект созданных к настоящему моменту триллеров). В финале - еще один апокалипсис: ряды людей в серых френчах, серых кепках, с лицами, вымазанными серой краской, совершают одинаковые движения, прижимая к груди одинаковые бордовые книжицы...