00:0031 мая 199900:00
22просмотров
00:0031 мая 1999
Уникальный шедевр итальянского эсперанто, рожденный неведомым фанатом петербургской футбольной команды "Зенит", наконец можно перевести в настоящее-прошедшее: "Зенит" - победил.
Уникальный шедевр итальянского эсперанто, рожденный неведомым фанатом петербургской футбольной команды "Зенит", наконец можно перевести в настоящее-прошедшее: "Зенит" - победил.
26 мая 1999 года вечером от гордости за команду распирало абсолютно всех жителей Петербурга: наконец мы утерли нос снобам-москвичам и доказали, что у питерцев есть собственная гордость.
Правда, предчувствие неизбежной победы появилось еще несколько лет назад, когда официальные власти разрешили открыто носить сине-бело-голубые футболки и шарфы тем, кто искренне болеет за любимую команду.
Примерно тогда и начала бурно развиваться индустрия товаров с "зенитовской" символикой.
Во всем Союзе знаменит...
Год 1984. Ленинградский "Зенит" - чемпион СССР. В ходу два популярных среди фанатов сектора стадиона (им. Кирова) - 33-й и 47-й. В моде - длинные вязанные на вязальной машине шарфы и шапки типа "петушок" (естественно, сине-бело-голубой расцветки). Продаются на колхозных рынках по 15-20 рублей. Но лучше заказать у знакомой "тети Зои" - дешевле. Флаг любимой команды купить невозможно, да и небезопасно: обнаружат милиционеры - покарают, как немцы красного партизана. Официальный напиток гулянки после матча - не пиво, а портвейн "33". А игроки самой команды-победительницы тогда еще только приблизительно знали, сколько на самом деле в денежном эквиваленте стоит хороший центрфорвард. Правительственные подарки в виде отдельных квартир или квадратного автомобиля "ВАЗ" были скорее счастливым исключением, чем правилом.
Кубок УЕФА возьмет...
Год 1999. Команда петербургского "Зенита" - обладательница Кубка России. Официально узаконены фанатские организации: "Крэзи фанс", "Флэш легион", "Невский фронт", "Питерские волки", а также исключительно женское сообщество "Бабз хулиганз". Стадион "Петровский" (бывш. им. В.И. Ленина) гостеприимно принимает фанатов в лоно их любимых секторов - 12, 13 и 14-го. Шарфы, футболки, флаги, шапки с "зенитовской" символикой открыто продаются перед матчами с лотков, а также в фирменном магазине "Зенит". Шарф в среднем стоит 70 рублей, шапка - столько же, футболка - около 150, флаг (в зависимости от размера) - от 50 до 150 рублей. Говорят, что для удовлетворения потребностей пятнадцатитысячной армии фанатов при "Зените" функционирует самая настоящая трикотажная фабрика. Аналогичные (по расцветке и символике) изделия фирмы Adidas (спонсора "Зенита") у настоящего фана популярностью не пользуются. Но главный раритет ни за какие деньги не купишь - фирменные шарфы перечисленных в начале главы организаций выдаются лишь за определенное количество выездов с любимой командой за пределы славного града Петрова.
Помимо собственно одежки фирменный стиль "Зенита" нашел свое отражение в фирменном кафе "Зенит", именно там тысячи фанатов вынуждены были смотреть матч между "Зенитом" и ЦСКА (тогда за нехорошее поведение на "Петровский" болельщики не были допущены). Кроме того, совсем недавно во время выезда питерских бизнесменов и чиновников в Грузию гендиректор комбината им. Степана Разина Гия Гвичия презентовал всем присутствующим в самолете полный набор пивной продукции своего завода, среди которой был новый янтарный напиток - пиво "Зенит". Очевидцы рассказывают, что это несколько расстроило Таймураза Боллоева, генерального директора пивзавода "Балтика" (2 года назад "Балтика" отказалась от спонсорства "Зенита"). И наконец, под маркой "Аквастар" уже длительное время выпускается лимонад "Зенит". Игроки "кубкового" "Зенита" теперь получают около 5000 "гринов" в месяц и, в принципе, сами способны купить и квартиру и машину (главный благодетель - "Лентрансгаз"). Что тем не менее не мешает многим спортсменам преспокойно жить на "зенитовской" базе в Удельной.
Правда, теперь нашим футболистам наверняка предстоит испытание - искушение деньгами "столичного" порядка - контракт на год от $120 тыс. Особенно нелегко придется бегающему стометровку за 11 секунд Александру Панову. Впрочем, это нормальный спортивный бизнес некоторых нынешних спортсменов: "Зенит" и сам покупал у других клубов - в среднем по $300 тыс. за человеко-единицу.