От студента хотят опыта и рвения, а студент хочет в штат с высоким окладом

Слово "студент" часто интонационно кавычат, превращая его в презрительную кличку. Особенно тот, кто чувствует недостаток собственного образования.

<BR><BR>Слово "студент" часто интонационно кавычат, превращая его в презрительную кличку. Особенно тот, кто чувствует недостаток собственного образования.<BR>От студента, пришедшего на новую работу, особенно если он собирается зарабатывать головой, требуют сразу и всего. И студент чаще всего недоволен уровнем предлагаемой зарплаты, интеллектом новых коллег и их умением ориентироваться в жизни. Если это противоречие вовремя не погасить, постоянной работы ему в этом месте не видать. Не беда. Если у молодого человека есть голова на плечах, он непременно найдет другую контору. И третью. Или изменится сам.<BR>Для того чтобы проявить профессиональные знания, студенту прежде всего нужно найти работу. Однако суровая реальность иногда требует такого, чему невозможно научиться на лекциях.<BR>Не стоит бояться шишек и щелбанов, которые можно получить в настоящей фирме, на настоящем производстве. Другого способа научиться решать проблемы настоящего бизнеса пока никто не придумал.<BR>Сергей Яблонский, менеджер по рекламе и связям с общественностью компании "Нева-Автоком", официального дилера Volkswagen AG:<BR>"Я учился на кафедре по связям с общественностью Петербургского электротехнического университета. Когда был студентом, то деньги, конечно, зарабатывал, но не по специальности. Во-первых, было недостаточно знаний. Во-вторых, эта специальность предполагает системность и знание организации, в которой ты работаешь, поэтому место для временной работы найти сравнительно тяжело: студенты, как правило, никому не нужны. Сейчас профессия менеджера по связям с общественностью стала более популярной, чем 3-4 года назад, но временную занятость по специальности, на мой взгляд, студенту найти все равно тяжело. А вечернего отделения просто нет. <BR>Я был на 4-м курсе, когда через знакомых узнал, что компания "Нева-Автоком" ищет менеджера по связям с общественностью. В результате ряда личных интервью из нескольких претендентов выбрали меня.<BR>Я был принят изначально в штат - с условием, что буду минимально отрываться от своих служебных обязанностей для учебы. Хотя, конечно, на экзамены меня отпускали. Но такого, чтобы я отсутствовал 2 дня на работе, потому что у меня на третий - экзамен, никогда не было.<BR>В университете ко мне относились с пониманием, потому что всем ясно, что вопрос трудоустройства очень больной. Я предупреждал преподавателей заранее, что буду появляться редко, и интересовался, что бы они хотели от меня получить в конце семестра. Конечно, они были не очень довольны - ведь эта порочная практика вызывает проблемы с посещаемостью лекций.<BR>У нас была в ходе обучения обязательная практика в средствах массовой информации. Проходили ее в различных городских изданиях, я - в нашей университетской газете "Электрик". Была еще и преддипломная практика, которую себе каждый сам пытался найти. У меня она, конечно, была уже на работе. Остальные студенты искали себе место практики самостоятельно - с надеждой устроиться потом на работу.<BR>Когда я пришел в компанию, начал работать, то понял, что в моих знаниях достаточно много пробелов. Прежде всего отсутствие практических навыков, в частности, не было опыта общения со средствами массовой информации и рекламными агентами. Еще студенту нее хватает знаний об организации работы, о функционировании предприятий, о взаимодействии их структурных подразделений, о маркетинге. В нашей специальности, например, есть нюансы во взаимодействии с бухгалтерией, по проводке платежей - в вузе этому не учат". <BR>Нина Шаина, заместитель директора Управления по работе с персоналом Санкт-Петербургского банка Сбербанка РФ:<BR>"У нас проходят практику студенты Университета экономики и финансов, Петербургского государственного университета, Государственной инженерно-экономической академии. По инициативе банка темы курсовых и дипломных работ, предложенных студентам учебными заведениями, корректируются с точки зрения их практической значимости. Студенты участвуют в разработке конкретных интересующих банк проектов.<BR>В подавляющем большинстве случаев непосредственными руководителями практики отмечаются высокая теоретическая подготовка студентов и умение использовать полученные знания в практической работе, хорошая обучаемость, инициативность.<BR>Производственная и преддипломная практика студентов рассматриваются в банке как важный этап предварительного отбора кандидатов для трудоустройства. Хотя, конечно, далеко не все практиканты принимаются на работу, да и для прохождения студентами практики в подразделениях Санкт-Петербургского банка Сбербанка России проводится конкурсный отбор. Однако привлечение молодых специалистов по-прежнему рассматривается как одно из важных направлений развития банка. <BR>На наш взгляд, студентам для формирования у них необходимых практических навыков, сокращения периода адаптации целесообразно начинать работу с 3-4-го курса. Банку это позволяет отобрать наиболее компетентных, энергичных и подготовленных выпускников для дальнейшей работы. В отдельных случаях может рассматриваться даже возможность приема на работу учащихся последних курсов. Однако кадровая политика нашего банка предполагает прием уже дипломированных специалистов, проходивших практику в подразделениях банка". <BR>Александр Григорьев, бывший предприниматель, ныне редактор приложения "Собственник" газеты "Деловой Петербург":<BR>"Мне кажется, что студент и профессионализм - вещи несовместные. Человек становится профессионалом только тогда, когда перестает быть студентом. <BR>Я часто привлекал студентов для проведения маркетинговых исследований. Среди студентов попадались большие умницы. Но при этом мы постоянно сталкивались с одной проблемой - реальная жизнь была значительно проще или сложнее того, к чему студенты готовились в вузах. Они психологически не готовы к довольно однообразной и скучной работе - естественно, старшие товарищи использовали их в качестве "пушечного мяса".<BR>Поэтому абсолютно все студенты-практиканты проходили следующие стадии работы: бурный энтузиазм (очень много идей, 99% из них реально неприменимы), потом краткий период нормальной работы, потом скука, потом старательное отлынивание от работы. Материальные факторы на студентов, как правило, не действуют. Студенты изначально считают, что им платят значительно меньше, чем они заслуживают. <BR>У меня работало три "набора" студентов-старшекурсников, все из разных институтов. Мой опыт показал, что период эффективного использования студента на реальной работе - максимум 2 недели. Потом начинаются проблемы". <BR>Евгений Дубенский, директор по страхованию страхового общества "Русь":<BR>"Петербургский университет предложил нам прислать на практику студентов-пятикурсников, которые учатся страховому делу. Мы согласились, потому что компании всегда нужны новые идеи, здравые мысли и энергичные люди.<BR>Возможно, нам просто не повезло и к нам пришли нетипичные студенты, а может, и нет. Уровень теоретической подготовки нельзя назвать очень высоким. Те знания, которые у них есть, - это прежде всего голая теория. Но это еще не беда. Нам важен их потенциал, желание работать параллельно с учебой. Тот опыт, который они приобретут, в соединении с их теоретической подготовкой будет неоценим, и прежде всего для них самих.<BR>Я не говорю уже о том, что никто из них не проходил обучение за рубежом. Двух-трехмесячная стажировка в какой-нибудь западной компании не только очень полезна, но и абсолютно реальна - оплачивать нужно только проживание. Я это знаю по собственному опыту. Именно желание осознать цель, к которой следует двигаться шаг за шагом, начиная с малого, я у наших практикантов и не заметил.<BR>Практических навыков у них вообще нет. То ли нам попались люди обеспеченные, им деньги не нужны - и поэтому они все 5 лет не работали в страховании. <BR>Я сам со второго курса совмещал учебу с работой и не вижу ничего в этом зазорного. Работу всегда можно найти, для начала, например, агентом. Вот таких практикантов, которые знают, чего хотят, готовых работать, мы бы взяли. Например, в коммерческий департамент - работать в структуре продаж, заниматься маркетингом. Можно было бы взять и в страховые отделы, если бы был виден потенциал и практиканты соответствовали бы тем требованиям, о которых я сказал. Но таких я пока не встречал". <BR>Татьяна Моисеева, руководитель службы справки газеты "Деловой Петербург":<BR>"У нас сейчас на практике студенты из Академии культуры, и я ими очень довольна. Думаю, и они довольны, потому что попали они в отдел справки в момент, когда нужно не просто бу-маги подшивать, а заниматься реальной информационно-аналитической работой. Они находят реальное применение полученным знаниям и даже домой уходить не хотят.<BR>Практиканты библиотечного факультета Академии культуры у нас уже третий раз, и меня вполне устраивает уровень их подготовки. Одну ныне штатную сотрудницу, например, я взяла в отдел после того, как она была у нас на практике".<BR>Елена Лернер, студентка и туроператор: <BR>"В турфирме "Прима" я работаю уже 4 года - пришла по собственной инициативе после первого курса на практику и осталась. Работать было необязательно, просто мне нужны были деньги.<BR>Учусь я в Институте туризма и гостиничного хозяйства. Таких студентов, как я, которые бы учились и работали начиная с младших курсов, по-моему, немного. Учусь я на дневном отделении, но на лекциях последнее время бываю очень редко - в основном переписываю чужие конспекты. Как преподаватели относятся? А ведь им важно, чтобы мы все знали. Сессии я сдаю процентов на 80 на пятерки, остальное - четверки... Учиться и работать параллельно несложно, потому что практика очень перекликается с теорией. Хотя лекции иногда не соответствуют тому, что есть на практике. Я обсуждала эту проблему с преподавателями. Они-то в основном - теоретики, сами это понимают, даже иногда спрашивают работающих студентов.<BR>Начинала я туроператором по Испании, потом сама сделала новое направление - Францию. Сейчас я являюсь одновременно оператором по Франции и Испании. Институт я уже заканчиваю, и проблем с трудоустройством, я думаю, у меня не будет: в компании мной, кажется, довольны, и практически никто не замечает, что я - студентка". <BR><BR>Алексей Тиссен, региональный менеджер департамента сети связи и передачи информации фирмы Siemens:<BR>"У нас были и студенты на практике, и дипломники. Двое писали дипломные работы по нашей коммуникационной системе EWSD, и в петербургском представительстве Siemens у них была полная информационная поддержка.<BR>Студенты приходят из Университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича - специализирующиеся на технике коммутации и передачи информации; из Университета путей сообщения - будущие специалисты в области информатики и связи. Одного студента мы даже отправляли на практику в Siemens в Германию. Сегодня он - аспирант университета и продолжает работу с нами.<BR>Из этих высших учебных заведений несколько человек сейчас работает в нашем Петербургском центре по разработке программного обеспечения. Вообще у нас очень хорошие отношения с вузами, особенно с Университетом телекоммуникаций - мы сотрудничаем уже несколько лет, и штатные преподаватели фирмы читают там основные курсы по нашей технике. Преподаватели Siemens - это люди, которые состоят в штате фирмы и параллельно преподают в вузах, есть такая практика на Западе. Наша компания серьезно относится к обучению, ведь обучение - это гарантия будущего. В разных странах у нее есть собственные учебные центры: в России, например, они расположены в Новосибирске и Петербурге (на базе Петербургского центра электросвязи). Дело в том, что в компании Siemens в России работают более тысячи человек, из них технические специалисты - все отечественные. Но даже если сегодняшний студент не станет сотрудником компании - он потенциальный потребитель нашей техники, ему с ней придется, возможно, работать. Поэтому Siemens охотно сотрудничает с вузами и их студентами. А базовое образование технические вузы, с которыми мы работаем, дают очень приличное - дальше важна только специализация". <BR>Константин Корнаков, руководитель службы рекламы, информации и PR завода "Свердлов":<BR>"На нашем заводе постоянно проходят практику и пишут дипломы студенты Технического университета, института ЛИМАШ (бывший ВТУЗ), УЭФ, Электротехнического университета и колледжа "Станкоэлектрон". В основном это инженеры различных специализаций.<BR>Качество теоретической подготовки практикантов наших специалистов удовлетворяет, хотя они считают, что необходимо ввести или расширить преподавание основ маркетинга, менеджмента и международной системы качества ISO-9000, без знания которых не может быть полноценной инженерной подготовки в современных условиях.<BR>Отдельно можно сказать о студентах-вечерниках ЛИМАШа - они в целом подготовлены и к практической работе. А вот студентам дневных отделений требуется более длительное время, чтобы начать практическую деятельность в соответствии с требованиями реального производства. <BR>С точки зрения наших специалистов, оптимальное время начала постоянной заводской практики для студентов, если они хотят стать профессиональными инженерами, - второй курс. Молодые специалисты промышленности сегодня очень нужны, но уровень их подготовки должен соответствовать действующим на нашем заводе стандартам".