00:0024 мая 199900:00
27просмотров
00:0024 мая 1999
В июне 1996 года четыре молодых экономиста, оказавшихся волею судьбы без работы, решили объединиться. На свет появилась Ассоциация молодых экономистов-практиков Петербурга (АМЭП).
<BR><BR>В июне 1996 года четыре молодых экономиста, оказавшихся волею судьбы без работы, решили объединиться. На свет появилась Ассоциация молодых экономистов-практиков Петербурга (АМЭП).<BR>Первая задача, которую они перед собой поставили, - создание технологий экономического управления предприятиями. Параллельно решалась задача собственного трудоустройства. В результате возникла Общественная биржа труда экономистов. Потом ассоциация росла, менялась ее структура, трансформировались задачи. И со временем стало возможным не искать работу для тех, кто не нашел ее сам, а подбирать кадры для предприятий, с которыми АМЭП сотрудничает. Сейчас ассоциация - это три или четыре десятка людей, именующихся учредителями (состав их непостоянен), и около тысячи человек, которые называются участниками ассоциации, - это люди, прошедшие аттестацию.<BR><BR><B>Аттестация</B><BR>Александр Карбаинов, один из учредителей АМЭП, вспоминает, что в какой-то момент встала задача подбора специалистов для тех предприятий, на которых работали ее учредители, и, кроме того, "было интересно посмотреть уровень подготовки сегодняшних студентов". В 1998 году Ассоциация молодых экономистов провела первую аттестацию студентов и выпускников на соответствие требованиям крупных российских предприятий к специалистам по управлению в области экономики и финансов. "Провели мы ее на базе Университета экономики и финансов вместе с Департаментом по трудоустройству молодых специалистов УЭФ, - продолжает Александр Карбаинов, - но участвовать могли и студенты других вузов. Аттестация - дело абсолютно добровольное, мы никого не принуждали и особо не агитировали. Повесили объявление, кто хотел увидеть - увидел, кто решил попробовать свои силы - пришел".<BR>Проходит аттестация в два этапа. На первом проводятся профессиональное тестирование на наличие необходимого минимума теоретических знаний в области экономики и финансов предприятий и проверка умения защищать результаты решения тестовых задач. Задачи составляют учредители ассоциации. Второй этап - деловая игра по применению теоретических знаний в области управления экономикой и финансами предприятия для решения современных экономических проблем реально действующего бизнеса.<BR>"Я заканчивала Финэк и во время государственных экзаменов увидела объявление, - рассказывает Анна Суздальская. - В это время я как раз была занята поисками работы. Я прошла первый этап тестирования, и меня пригласили на деловую игру. В ходе аттестации - особенно во время деловой игры - ты получаешь возможность пообщаться с людьми, которые работают на предприятиях, имеют опыт, можешь понять, что требуется на работе, оценить свой потенциал".<BR><BR><B>Кому это нужно</B><BR>По словам Александра Смирнова, еще одного учредителя ассоциации, наиболее интересными являются студенты старших курсов: "Это тот период, когда они уже начинают задумываться о том, чем будут заниматься дальше, и начинают искать работу. Что же касается аспирантов - я не могу вспомнить ни одного, которого бы мы взяли к себе на работу".<BR>"К себе" - это на те предприятия, на которых работают или с которыми сотрудничают учредители АМЭП. За время своего существования Общественная биржа труда ассоциации подобрала специалистов для предприятий, связанных с корпорацией "Парнас-М", для "Петросиба", "Ленстройматериалов", "Нефтьинвеста", "Нефтехимпрома" и многих небольших фирм. Впрочем, успешное прохождение аттестации не означает автоматического трудоустройства. "Если ребята нам кажутся интересными, - продолжает Александр Карбаинов, - мы готовы с ними работать дальше непосредственно в ассоциации, по нашим программам. Это могут быть тематические группы или какие-то индивидуальные разработки. Это тоже сугубо добровольное мероприятие, и остаются немногие - ведь для того, чтобы чему-то научиться, надо работать. Поначалу - по большей части бесплатно. А у нас нет желания кого-то тянуть за уши. Если человек хочет - мы с удовольствием с ним встречаемся, даем реальные задачи с действующих фирм. И рано или поздно такие люди находят работу на одном из предприятий, с которыми мы сотрудничаем. Вот Анна, например, некоторое время после успешно пройденной аттестации работала в группе (в АМЭП), перед которой стояла задача предложить организации систему анализа на крупном промышленном предприятии. Она в этой группе оказалась одной из наиболее успешных и в результате получила место в аналитическом отделе "Парнас-М".<BR><BR><B>Мнения</B><BR>"Аттестация, - считает Юлия Давыдкина, директор Департамента по трудоустройству молодых специалистов УЭФ, - ориентирована на высокий профессиональный стандарт".<BR>Денис Заседателев, студент 4-го курса УЭФ, прошел аттестацию в этом году: "Я прошел оба тура, и сейчас со мной продолжают работать в ассоциации - мне дали задание по созданию модели предприятия. Одновременно я пробуюсь на работу в информационно-аналитическом отделе. На аттестацию приходят даже некоторые из уже работающих студентов. Есть еще Ассоциация студентов-экономистов - AIESEC, но там организуются просто встречи работодателей со студентами, и мало кто трудоустраивается через эту процедуру".<BR>"Когда студенты видят, что работодателей они не устраивают, - считает Юрий Колесников, один из учредителей АМЭП, - объективно оценить причины этого они не могут, поэтому предпочитают не думать о неприятном факте своей непригодности к профессиональной работе и остаются при своей завышенной самооценке. Завышению же самооценок способствуют многочисленные "положительные отклики" преподавателей". <BR>"Не менее 60-70% задач, решаемых экономистами на предприятиях, являются, по нашей оценке, управленческими, - говорит Александр Карбаинов, - то есть человек должен не просто обработать информацию, он должен создать систему, при которой соберет необходимую информацию и даст ее руководству в том виде, в котором она пригодна для управления".<BR>Анна Суздальская узнала на собственном опыте, что для студентов, приобретающих в вузе лишь теоретические знания, обмен информацией и мнениями с экономистами-практиками крайне полезен: "Метод деловой игры позволяет высказаться каждому участнику. Студенты получают возможность показать свои знания, способность мыслить и применять эти знания к практической ситуации. Работодатель, в свою очередь, может подобрать из среды студентов потенциального работника, способного в будущем развиться в квалифицированного специалиста".