О деньгах не говори, о них все сказано...

Представители вузов (особенно государственных) обычно говорят, что проблемы высшей школы - в нехватке средств.

<BR><BR>Представители вузов (особенно государственных) обычно говорят, что проблемы высшей школы - в нехватке средств.<BR>Редакция "Делового Петербурга" обратилась к руководителям некоторых высших учебных заведений с вопросом: "Как бы вы сформулировали (на основании опыта своего вуза) основные проблемы в организации современного учебного процесса?" <BR>Далее содержалась просьба исключить такой общий ответ, как "недостаточность финансирования". Однако первый же полученный редакцией ответ - ректора Петербургского государственного университета Людмилы Вербицкой - содержал ссылку именно на нее. "Если бы не проблемы финансирования, то никаких сложностей и не было бы. Потому что основная проблема - в том, что не выплачиваются стипендия и зарплата в объеме, который необходим", - сообщила Людмила Вербицкая.<BR>А Виталий Гуляев, ректор Торгово-экономического института, основной проблемой считает ответ на вопрос "Чему и для кого (для чего) учить?": "Мы учим тому, как должен действовать руководитель в условиях нормальной рыночной экономики. К сожалению, действительность далека от соблюдения рыночных законов. То, что есть сегодня, - добавляет Виталий Гуляев, - не согласуется с объективными законами экономики и действующим законодательством, а система "как должно быть" еще не существует".<BR><BR><B>Усталость</B><BR>Виктор Вениаминов, ректор Международного банковского института, и Леонид Тарасевич, ректор Университета экономики и финансов (УЭФ), обеспокоены проблемой преподавателей.<BR>"К сожалению, зарплата преподавателей такова, - говорит Леонид Тарасевич, - что, во-первых, значительная часть из них должна преподавать в других местах, в других вузах, а во-вторых, работая на дополнительных местах, они физически и нравственно устают. Отсюда - отсутствие энергетического, профессионального и нравственного воздействия на своих учащихся, всеобщая усталость и безразличие. И, наконец, часть преподавателей (далеко не худшая) уходит из вузов в коммерческие структуры, создает свои фирмы". Виктор Вениаминов считает важной проблему "отбора для постоянной работы преподавателей, способных проводить занятия со студентами по специальным дисциплинам на английском языке".<BR>Дмитрий Пузанков, ректор Электротехнического университета, считает резкое старение профессорско-преподавательского состава главной бедой, охватившей все технические вузы без исключения: "Возникает трагическая ситуация, называемая разрывом преемственности". Помимо того, отмечает Дмитрий Пузанков, "практически развалена система повышения квалификации преподавателей, обмен идеями и мнениями в рамках специализированных факультетов".<BR><BR><B>Технологии</B><BR>Виктор Вениаминов среди проблем своего института назвал "внедрение информационных образовательных технологий в учебный процесс при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин". Леонид Тарасевич, говоря о необходимости обеспечения вузов современными информационными технологиями, особо выделил роль Всемирной Паутины: "Без наличия сети Internet нельзя подготовить современных экономистов. Поэтому университет сделал все возможное, чтобы подключиться к Сети, ибо наличие Internet - это показатель культуры образования и важнейшая составляющая современного уровня образования". Юрий Васильев, ректор Государственного технического университета, отмечает другой аспект этой проблемы: "Построение современного учебного процесса должно учитывать существенно возросшую обеспеченность студентов персональными компьютерами, их включенность в международные информационные системы, наличие других средств оргтехники. Контрольные задания, связанные с самостоятельной работой студентов, должны быть рассчитаны на выработку у них навыков использования современных высоких информационных технологий". Дмитрий Пузанков напоминает: "Организовать новую лабораторию в техническом вузе реально невозможно, ибо стоимость ее не идет ни в какое сравнение со стоимостью компьютеров. Вузы работают на оборудовании, произведенном в лучшем случае 15 лет назад".<BR><BR><B>Организация процесса</B><BR>Среди проблем именно организации процесса обучения Юрий Васильев на первое место ставит необходимость усиления роли производственной практики в ходе обучения, отмечая: "Предприятия всех форм собственности должны более активно предоставлять возможность ее прохождения для студентов технических вузов. Без этого формирование высококвалифицированного специалиста становится просто нереальным". <BR>"Для всех технических вузов, - согласен с ним Дмитрий Пузанков, - проблема обеспечения технологической и преддипломной практики выходит сейчас на первый план". Кроме того, Юрий Васильев считает, что вузам должна быть предоставлена большая автономия в организации обучения: "Подразумевается создание учебных планов и рабочих программ, что позволяет находить точки соприкосновения между смежными специальностями. В последнее же время наблюдается обратная картина - вузы завалены министерскими циркулярами, до мелочей регламентирующими все виды деятельности, включая учебный процесс".<BR><BR><B>Обеспечение</B><BR>Глобально процесс вузовского обучения должен поддерживаться развитием науки, убежден Леонид Тарасевич: "Наука, особенно фундаментальная, сегодня не имеет достаточных источников (финансовых) развития. Отсюда недостаточность, если хотите - в известной мере ущербность образования. Нет университета без науки, но нет науки без образования".<BR>Важно и другое, отмечает Дмитрий Пузанков: "В связи с резким падением производства практически исчезла потребность в высококлассных специалистах - разработчиках новых технологий; есть только потребность в специалистах-эксплуатационниках. Следствие этого - неизбежное снижение профессионального уровня выпускников. Произошло резкое сужение социальной базы, на которую опирались технические вузы, так как работать в техносфере в России непрестижно".<BR>И конечно, никуда не уйти от обеспечения вузов светом, теплом, новыми поступлениями учебной и профессиональной литературы, от организации написания и издания собственных методических материалов и учебных пособий, напоминает ректор УЭФ. Важен для вузов и вопрос обеспечения студентов из других регионов "комфортным жильем и временной регистрацией в городе", считает Виктор Вениаминов.