00:0021 мая 199900:00
19просмотров
00:0021 мая 1999
Одним из основных препятствий для продвижения товаров отечественных производителей на зарубежных рынках является отсутствие сертификата системы качества международных стандартов ISO.
<BR><BR>Одним из основных препятствий для продвижения товаров отечественных производителей на зарубежных рынках является отсутствие сертификата системы качества международных стандартов ISO.<BR>Но и в России предприятиям, не прошедшим проверку на соответствие стандартам ISO, становится все сложнее вести конкурентную борьбу.<BR>Предприятия поставляют на западный рынок продукцию и без подтверждения качества авторитетным органом по сертификации. И при этом многое теряют. <BR>По оценке Центра испытаний и сертификации "Тест-С.-Петербург", при отсутствии сертификата производитель вынужден продавать товар на 30-40% дешевле. В развитых странах почти все компании имеют сертификат соответствия международному стандарту ISO 9000. "Иностранный партнер должен компенсировать риски и расходы на сертификацию. Ведь он берет на себя обязательства перепродавать или использовать в своем производстве товары, качество которых подтверждается документами", - объясняет заместитель начальника отдела Центра испытаний и сертификации "Тест-С.-Петербург" Светлана Богданова.<BR>"После девальвации многие отечественные производители устремились на зарубежные рынки. Везут не только сырье, но и различными обходными путями умудряются продавать сложную продукцию. Однако их продажи были бы гораздо выше, если бы они имели сертификат соответствия стандарту ISO 9000. Без него можно осуществлять разовые продажи, но постоянное сотрудничество не получается", - говорит менеджер по развитию бизнеса компании "Авиа Терминал Сервис" Валерий Диченко.<BR><BR><B>Повалили</B><BR>Из-за отсутствия сертификатов системы качества у петербургских производителей возникают трудности даже при поставках в среднеазиатские государства - бывшие республики СССР. В связи с этим число заказчиков у органов сертификации резко возросло в последние месяцы. У "Тест-С.-Петербург" только за I квартал 1999 года таковых набралось больше, чем за весь прошедший год (см. таблицы). <BR>Большинство предприятий сначала сертифицируют систему качества в России, а затем обращаются в зарубежные органы сертификации. Таким образом российские компании начинают процедуру сертификации в иностранных организациях уже подготовленными. По этому пути пошли Ижорские заводы, "Электросила", "Компрессорный комплекс", сертифицировавшие системы качества в "Тест-С.-Петербург". Затем они успешно прошли процедуру сертификации в известных зарубежных организациях, таких, как LRQA (Регистр Ллойда), BVQI (Бюро Веритас), TUV. <BR>Чтобы ускорить работы по взаимному признанию результатов сертификации, "Тест-С.-Петербург" сотрудничает с родственными зарубежными организациями. Иногда возможно сертифицировать систему качества одновременно в зарубежном и российском органах. Это обойдется заказчику несколько дешевле по сравнению с получением двух сертификатов независимо друг от друга. Сотрудники центра "Тест-С.-Петербург" предупреждают, что международных сертификатов не существует. Поэтому организации, которые в своей рекламе обещают выдавать подобные документы, вводят своих клиентов в заблуждение. Ни одна зарубежная, даже самая авторитетная, организация не может гарантировать, что ее сертификат примут в любой стране. Поэтому, чтобы реализовывать свою продукцию в разных странах, желательно иметь два-три дублирующих документа, выданных разными органами. Чем выше авторитет этих органов, тем лучше.<BR><BR><B>Дорого, но окупается</B><BR>Все же в Петербурге еще очень мало компаний, которые получили сертификат соответствия стандарту ISO 9000. Одна из причин - достаточно высокие расценки на услуги сертифицирующих органов. "Стоимость зависит от величины предприятия. Если проводить сертификацию в российской организации, для средних компаний вся процедура может обойтись в $20-22 тыс. Малые предприятия потратят чуть меньше - около $18 тыс. Иностранные органы сертификации берут за свои услуги гораздо больше", - объясняет Валерий Диченко. <BR>Кроме того, в процессе должны участвовать все сотрудники предприятия, которое претендует на получение сертификата. Если первые лица компаний уже понимают необходимость сертификации, то сотрудники низших звеньев очень часто противятся ее проведению. Они не приветствуют дополнительную бумажную работу, ломку организационных структур. Неизбежное прописывание всех процедур иногда лишает их статуса незаменимых. Тем не менее выгоды от сертификации систем качества с лихвой перекрывают издержки на ее проведение. Компании получают не только новых заказчиков. Благодаря процедуре получения сертификата улучшаются взаимодействие подразделений и качество продукции, документация приводится в порядок. <BR>"Получить сертификат соответствия международному стандарту нелегко. Еще сложнее поддерживать систему качества на должном уровне. Во всем мире уже сложилась практика, когда на поддержку системы расходуется около 5% прибыли. Однако сама прибыль при этом растет", - говорит Светлана Богданова.