Кризис имеет положительные стороны

Латвийские компании ищут новые рынки сбыта

<BR><BR><B>Латвийские компании ищут новые рынки сбыта</B><BR><B>Интс Упмацис, Генеральный консул Республики Латвия в Петербурге </B><BR><BR>Можно определенно сказать, что в результате финансового кризиса валовой внутренний продукт не увеличился на столько, на сколько мы планировали. В 1998 году его рост составил лишь 4,5%, хотя мы рассчитывали, что он будет в районе 8%. От кризиса пострадали в основным пищевые предприятия, которые не смогли понять, что рынки сбыта следует диверсифицировать. Нельзя сбывать 70-80% своей продукции на одном рынке. В результате кризиса остановились некоторые рыбоперерабатывающие предприятия, фирмы, производящие молокопродукты. Объявлен неплатежеспособным пятый по величине в Латвии Рижский коммерческий банк, увлекшийся ГКО. В этом плане кризис даже имел положительное значение: он кое-чему научил наши предприятия.<BR>Доля России во внешнеторговом балансе Латвии сокращается, и думаю, что скоро достигнет уровня 1939 года, когда она составляла менее 5%. Сейчас этот показатель находится на уровне 10%.<BR> Латвийские предприятия ориентированы сегодня на рынки европейских стран. Это Германия, Великобритания, Швеция, Литва, Эстония. После кризиса пищевые предприятия стали активнее сотрудничать с Пакистаном, Казахстаном, странами Юго-Восточной Азии.<BR>То, что выйти на западноевропейские рынки производителям очень сложно, - легенда. Кому-то просто хочется выдать желаемое за действительное. Абсолютно поделенных рынков нет, всегда можно найти свою нишу. <BR>Мы, конечно, не питаем иллюзий: ни одно из крупных промышленных предприятий, созданных, когда существовал СССР, сейчас не работает; реанимировать предприятие VEF и выходить с его продукцией на европейский рынок нереально. То же самое с производством микроавтобусов: если двигатели завозить из Горького, металл из Сибири и потом туда же продавать собранные машины, ничего путного не выйдет. Но пищевая промышленность работает - ей не грозят серьезные потрясения.