Лизингодатель влезает в управление

Лизинговые компании требуют порой от своих клиентов предоставления дополнительного обеспечения контракта, например залога.

<BR><BR>Лизинговые компании требуют порой от своих клиентов предоставления дополнительного обеспечения контракта, например залога.<BR>Однако такой путь не может содействовать развитию ни самого лизинга, ни бизнеса лизингополучателей.<BR><BR><B>Веление времени</B><BR>Опыт показывает, что проблемы клиента рано или поздно становятся проблемами лизингодателя, утверждает Дмитрий Горизонтов, генеральный директор "Петербургской лизинговой компании". А решать одновременно задачи в абсолютно разных областях - заниматься, например, и мини-пекарнями, и химчистками, и инкассаторскими автомобилями - невозможно. Поэтому в развитии лизинга, считает Дмитрий Горизонтов, наступил период специализации и детального знания лизинговыми компаниями конкретных сфер деятельности.<BR>Хорошо зная бизнес клиента, можно реально прогнозировать развитие отношений с ним. "Пора уже отказаться от требования дополнительного обеспечения по договору. Нужно шагать с компанией-лизингополучателем вместе", - убежден Дмитрий Горизонтов.<BR><BR><B>Учет и контроль</B><BR>Однако такая политика, по словам генерального директора "Петербургской лизинговой компании", предполагает не просто классический договор лизинга, но и участие в управлении фирмой-лизингополучателем.<BR>"Вся литература говорит, что лизинг действует без дополнительного обеспечения, - продолжает Дмитрий Горизонтов. - Но, скажем, на Западе есть системы всяких кредит-бюро, у крупных компаний есть рейтинги, которые публикуются. А в наших условиях работать с крупными предприятиями очень тяжело, ведь они могут работать в таком секторе рынка, который просто-напросто через какое-то время умрет".<BR>Однако есть малый и средний бизнес, которому нужна предпринимательская помощь. Такой помощью, по сути, и является лизинг. А малый и средний бизнес интересен своей прозрачностью. Правда, прозрачность для лизингодателя обеспечивается только в том случае, когда последний, что называется, держит руку на пульсе. Дмитрий Горизонтов имеет в виду участие в управлении бизнесом: "Никакие, скажем, гарантии не спасут от финансового краха, если лизингополучатель окажется несостоятельным. Поэтому лучше процесс контролировать". Речь идет о приобретении пакета акций компании-лизингополучателя и введении в ней своего управления. Если лизинговая компания заинтересована в каком-то виде бизнеса, то она будет развивать его вместе с лизингополучателем.<BR>Однако именно здесь возникает проблема.<BR><BR><B>Страх</B><BR>Многие лизингополучатели, утверждает Дмитрий Горизонтов, боятся, когда им поступает предложение предоставить в лизинг необходимое оборудование с условием введения лизингодателем своего управления и контроля финансовых потоков. Например, таксопарку, которому некоторое время не удавалось развить свой бизнес, компания предложила в лизинг автомобили. Таксопарк отказался, побоявшись допустить лизинговую компанию до контроля. Заключать же лизинговый договор с фирмой, которая не намерена быть прозрачной для лизингодателя, Дмитрий Горизонтов не видит смысла: "Мы пытались работать с теми, кто не позволяет контролировать процесс, но это просто неинтересно. Этим банки должны заниматься - кредиты выдавать. Лизинговые компании, я настаиваю, должны быть специалистами своего дела". <BR>Лизинговая компания должна контролировать финансовые потоки и весь процесс эксплуатации (в данном случае - автомобилей). Но при этом она, становясь на период действия договора совладельцем предприятия, несет за него и свою долю ответственности. Значит, помогает в составлении бизнес-планов, в постановке бухгалтерского учета, в обучении персонала и т.д. <BR>Дмитрий Горизонтов утверждает, что интерес его компании к контролю за предприятием-лизингополучателем ограничен сроком действия лизингового договора: "Если лизинг 3 года - мы должны контролировать 3 года, если 2 года - то 2. Больше нас ничего не интересует".<BR><BR><B>Результат</B><BR>По словам Дмитрия Горизонтова, у клиентов его компании нет просроченных контрактов. Отчасти, считает он, это связано с участием его компании в управлении бизнесом лизингополучателей. Причем возможно оно и в работе с частными предпринимателями - есть пример частного таксиста, который через полгода после получения в лизинг первого автомобиля эксплуатировал уже три машины.<BR>"Если не участвовать в управлении, контроль ничего не стоит, - утверждает Дмитрий Горизонтов. - Конечно, к такой форме сотрудничества нас побуждают наши специфические условия, но ведь нужно уже сегодня строить себе будущее. Если лизинговая компания хочет выжить в кризисных условиях и развиваться дальше, она не должна пассивно получать свои комиссионные и тратить их на аренду офиса".