Русский музей демонстрирует "нашенский" авангард

Сезон 1999 года Русский музей решил открыть масштабно-фундаментальной экспозицией "Послевоенный русский авангард".

<BR><BR>Сезон 1999 года Русский музей решил открыть масштабно-фундаментальной экспозицией "Послевоенный русский авангард".<BR>Все работы, демонстрируемые на выставке, взяты из собрания Юрия Трайсмана - в прошлом москвича, а ныне американца, который три десятка лет собирает неофициальное русское искусство.<BR>Американский коллекционер весьма широко относится к понятию "послевоенный": очень значительная часть работ, привезенных в Петербург, датирована концом 1980-х и даже более поздними годами.<BR>Юрий Трайсман дотошно и добросовестно собрал работы абсолютно всех главных деятелей нонконформистского искусства. В залах Мраморного дворца можно узреть произведения Эрнста Неизвестного, Михаила Шемякина, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, других корифеев.<BR>Среди прочих к сонму послевоенных авангардистов оказались причислены Тимур Новиков (демонстрируется "Императрица" - безбрежное синее бархатное полотно, аккурат посередь которого расположился маленький фотопортрет) и легендарный Бананан Сергей Бугаев-Африка, представленный полотном "Анти-Лисицкий". <BR>Но самый знаменитый из доставленных в Петербург экспонатов - безусловно, "Фундаментальный лексикон" Гриши Брускина, в пору перестроечной моды на Россию реализованный на аукционе за несколько сотен тысяч у.е. <BR>В Россию, правда, привезли не весь "лексикон", а лишь два его фрагмента. На равномерно сером фоне в одинаковых квадратиках (всего их 32) расположились "скульптуры" физкультурниц, пионеров, рабочих, таджиков, героев и интеллигентов, удерживающих в своих дланях лозунги "Все на выборы!", царских орлов, пингвинов, фугасы и прочее.<BR><BR><B>Хрестоматия</B><BR>В интерпретации Юрия Трайсмана термин "авангард" более чем всеохватен. К примеру, на выставке среди всего прочего можно встретить и полотна, относящиеся к родному и понятному для каждого россиянина течению "соцреализм" и в связи с этим вызывающие у зрителя ностальгические чувства разной степени тяжести.<BR>В большом количестве под разными углами зрения и соусами присутствует Ленин: как персона на трибуне некоего судьбоносного съезда Советов, как участник плодотворного симбиоза с эмблемой фирмы McDonald's ("МакЛенин"), в виде валета и короля на политических картах и др.<BR>Ввиду всего вышеизложенного экспозицию в Мраморном дворце можно идентифицировать как краткую хрестоматию русского искусства легко обозримого прошлого, в рамках которой без значительного напряжения нижних конечностей можно увидеть все и вся, а потом, если что, авторитетно заявить: "Как же, как же! Видели-с, знаем-с".