00:0026 февраля 199900:00
111просмотров
00:0026 февраля 1999
Сегодня в 13 часов в России появятся первые собственные, абсолютно натуральные и настоящие - взращенные не инкубаторско-коммерческими курсами, а могучей системой гособразования - специалисты в сфере деятельности под названием Public Relations.
<BR><BR>Сегодня в 13 часов в России появятся первые собственные, абсолютно натуральные и настоящие - взращенные не инкубаторско-коммерческими курсами, а могучей системой гособразования - специалисты в сфере деятельности под названием Public Relations.<BR>Пионером отечественного "пиаризма" стали не многочисленные столичные столпы индустрии образования в сфере бизнеса типа Академии менеджмента и рынка, Российской академии предпринимательства и прочее, и даже не главный записной хранитель интеллектуальной российской мудрости в лице МГУ, а... Петербургский государственный электротехнический университет, попросту - ЛЭТИ.<BR>Петербург в области PR впереди России всей. Более того, первые 35 дипломированных специалистов в области связей с общественностью получат помимо всего прочего сертификаты Таусонского университета (что функционирует в штате Мэриленд государства США), а также специализированные головные уборы в придачу.<BR><BR>Российский PR. Том I<BR>Начиналось все в 1993 году. Настоящие эпохальные события, как правило, совершаются вполне обыденно и незаметно.<BR>"К нам приехал читать лекции профессор Таусонского университета Майкл Стэнли. В этом университете существует кафедра коммуникации, профессор нам о ней рассказал, и мы подумали, что такая специальность, наверное, была бы интересна. Сначала не было ничего - ни учебного плана, ни преподавателей, ни даже названия специальности. С помощью американцев мы составили план, а потом мы добились открытия специальности "Связи с общественностью" через Министерство образования. Раньше такой специальности в перечне министерства не существовало", - вспоминает заведующая кафедрой "Связи с общественностью" Петербургского государственного электротехнического университета Людмила Азарова.<BR>Первыми преподавателями PR в России стали... специалисты кафедры иностранных языков.<BR>"Первые лекции по предмету "Введение в PR и рекламу" к нам приезжали читать несколько преподавателей из Америки. И мы вместе со студентами сидели на лекциях и учились. На следующий год я, в свою очередь, поехала в США, работала там в паре с американским профессором по обучению студентов и параллельно готовила второй курс для ЛЭТИ", - рассказывает Людмила Азарова.<BR><BR><B>Непонятная наука</B><BR>Ныне трудно представить себе современный мир без краткого словосочетания PR, но еще несколько лет назад для среднестатистического россиянина данное понятие было не более близко, чем такой расхожий набор неологизмов цивилизованного общества потребления, как Pampers, Microsoft и Head& Shoulders.<BR>"На первых приемных экзаменах по нашей специальности у многих абитуриентов - а среди них преобладали девочки - было очень призрачное представление о том, кто такой специалист по связям с общественностью. Например, многие почему-то считали, что это нечто близкое к секретарю-референту. Но, что любопытно, работодатели то же не знали, что такое PR.<BR>Когда мы несколько лет назад провели опрос среди компаний, существуют ли у них PR-отделы, то наталкивались на вопросы: "А что это такое?" или же ответы: "Да у нас есть маркетолог и рекламист", - говорит Людмила Азарова.<BR><BR><B>Идеальный PR-мен</B><BR>Стать хорошим PR-меном не просто.<BR>Для этого индивидуум в течение 5,5 года должен в совершенстве овладеть культурологией, логикой, социологией, речевой коммуникацией, стилистикой, менеджментом, маркетингом, риторикой, экономикой, методами убеждения, рекламоведением, межкультурной коммуникацией, а также социальной антропологией.<BR>В результате постижения данных дисциплин человек обязан приобрести длинный перечень разнообразных навыков и качеств.<BR>"Хороший PR-мен - это, конечно, культурный, хорошо образованный, целеустремленный и очень упорный человек, который при работе в бизнес-среде к тому же должен обладать долей здорового авантюризма. Безусловно, необходимы творческая жилка, умение предвидеть, безупречная внешность. Но самое главное и важное - наличие некой харизмы, которая позволяет располагать к себе людей.<BR>Как раз этому научиться сложнее всего", - считает Людмила Азарова.<BR>По мнению родоначальницы российского Public Relations, к лику идеальных PR-менов можно причислить следующих личностей: Сергея Ястржембского вкупе с его нынешним шефом Юрием Лужковым, оскароносца Никиту Михалкова.<BR>Среди петербуржцев всеми качествами бизнес-коммуникатора (в ЛЭТИ более всего приветствуется именно такое наименование PR-деятеля) обладают директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий и заместитель генерального директора компании "СПН-Гранат" Андрей Баранников.