00:0024 февраля 199900:00
16просмотров
00:0024 февраля 1999
"Лось петербургский", ласково прозванный Вовой, сильно отличается от своих лесных сородичей. В городской среде лось Вова неоднократно замечался в непосредственной близи от рекламы алкоголя и табака. В последнее
<BR><BR><B>"Лось петербургский", ласково прозванный Вовой, сильно отличается от своих лесных сородичей. В городской среде лось Вова неоднократно замечался в непосредственной близи от рекламы алкоголя и табака. В последнее </B><BR>время из-за усиленных занятий хоккеем и под влиянием иностранной федерации этого вида спорта животное стало мутировать. У него уменьшились рога, выпала борода, вытянулась морда, растянулся рот. В результате лось стал смахивать на помесь сайгака с "кэмеловским" верблюдом. <BR><BR>Объемы продаж падают, закрываются офисы и магазины. Рекламодатель, а с ним и доходы городского бюджета от этой отрасли уходят. <BR>Логично предположить, что в такой ситуации необходимо снизить базовые тарифы на рекламу. Вместо снижения расценок городская администрация предпочитает затарить весь город жвачкой "под контролем губернатора".<BR>Единственными клиентами Городского центра размешения рекламы (ГЦРР) остаются производители алкоголя и табака. Они по-прежнему не испытывают особых проблем с реализацией товара. С ними на большинстве рекламных площадей и сожительствует лось Вова. Однако городские власти ведут себя так, будто платежеспособность всех рекламодателей неуклонно идет в гору, - расценки четко привязаны к курсу доллара.<BR><BR><B>Иная жизнь</B><BR>В то же время на аналогичном рынке аренды нежилых помещений, арендодателем которых является Петербург, действуют совершенно другие законы. Не успел разразиться августовский кризис, как условная единица (у.е.) арендной платы за эти помещения оторвалась от доллара. Сейчас арендная у.е. составлет 11,05 руб. за м2. ГЦРР, действующий по доверенности от КУГИ, производит продажи вверенных ему городских площадей под рекламу по совершенно другому принципу. Аргументы ГЦРР просты и тверды - основные затраты (до 80%) составляет стоимость установки рекламных носителей. Снижение расценок повлечет за собой падение рекламных агентств. <BR><BR><B>Приятное с полезным</B><BR>Для позиции ГЦРР держать "курс на доллар" есть совсем другое объяснение: губернатор Яковлев решил использовать пустующие рекламные носители для решения сугубо личных задач. Невероятное обилие слоганов "под контролем губернатора" специалисты по рекламе объясняют загодя начавшейся предвыборной кампанией Яковлева. Кроме того, пустующие рекламоносители уже использовались для рекламы "прояковлевских" политических движений. <BR>Например, за несколько дней до выборов в Законодательное собрание многие тумбы в Петербурге были обклеены рекламой "Петербургского списка", который поддержал Яковлев. В то же время "Петербургский список" как общественно-политическое движение не имеет право формировать свои избирательные фонды. Вопрос о том, кто оплачивал эту рекламу, остается до сих пор открытым. <BR><BR><B>Сила есть</B><BR>Вместо снижения базовых тарифов ГЦРР предпочитает вводить системы скидкок, осуществить которые под силу только крупным агентствам. Для владельцев вывесок, если они оплачивают сборы за год вперед, скидка 50%, на квартал - 25%. Рекламным фирмам, которые владеют наружными насителями, выдаются заказы на размещение социальной рекламы в размере 50% от площадей, находящихся в их распоряжении. <BR>При помещении городской социальной рекламы они освобождаются от арендной платы за щиты. Подобные условия под силу немногим городским агентствам, большинство же проплатить авансовые платежи попросту не в силах.<BR><BR><B>Есть мнение</B><BR>Комментировать, а тем более открыто критиковать городскую рекламную политику директора большинства рекламных фирм отказались: слишком мгногое зависит в Петербурге от руководителя ГЦРР Андрея Шмакова. <BR>В то же время сами профессиональные участники рынка рекламы в один голос говорят: тарифы должны рассчитываться в рублях. <BR>"Представьте, что в Швеции брали бы не в кронах, а в долларах", - говорит генеральный директор рекламного агентства Wennergren Williams AB Сергей Колесников. <BR>"Нам было бы проще, если бы была какая-то стабильность и тарифы рассчитывались в у.е., - уверен Валерий Манкевич, генеральный директор рекламной фирмы "Гратт". <BR><BR>До основанья. А затем?<BR>Тарифная политика ГЦРР приводит к изменению привычного и исторически сложившегося городского облика. Вместо оригинальных вывесок скоро весь город может быть захламлен вывесками-рекламами производителей алкоголя и табака. Предприниматели вынуждены отказываться от собственных оригинальных вывесок. Общая тенденция в Петербурге такова, что вместо этого крупные оптовики предлагают бизнесменам бесплатно светящиеся вывески сигарет, пива и т.п. <BR>Предпринимателю, который обратится в ГЦРР за разрешением установить вывеску, будет "рекомендовано", в какие фирмы лучше обратиться и заказать эту вывеску. При этом многие бизнесмены рассказывают, что, чем платить по бешеным расценкам ГЦРР, дешевле дождаться демонтажа вывески, а затем заказать новую. <BR><BR><B>Небесные ласточки</B><BR>ГЦРР не способен оперативно прореагировать на изменения рынка. Зато ГЦРР оперативно реагирует на другое - не успевает закончиться срок договора на размещение рекламной вывески, как на место выезжает спецбригада для демонтажа вывески. <BR>"На витрине моего магазина написано "Мебель". "Нашел деньги написать - найдешь и заплатить - так мне сказали", - рассказывает предприниматель Михаил Мокроусов. - Ко мне приехали с краном демонтировать вывеску. Я потребовал разрешение... Ребята уехали ни с чем". По рассказам друзей, свою вывеску Михаил выходил защищать с лопатой: "Кран у них хороший, импортный - на него, наверное, и идет валютная составляющая". <BR>"Мы придумали оригинальные указатели в виде колонки для пива. Нам выставили такой счет за размещение их на улице! Естественно, мы испугались: кончится срок договора - вырвут с корнем. Нам дешевле их в баре поставить", - продолжает предприниматель Александр Сапрунов.<BR><BR><B>Под одну гребенку</B><BR>Отношение предпринимателей к городской рекламной политике, мягко говоря, негативное. Не все, правда, как и в случае и рекламными агентствами, рискуют открыто ее высказать. Александр Сапрунов негодует: "В Центре по размешению рекламы рассуждают просто: если фирма украсила фасад - это уже реклама. Чиновники путают два понятия: информационную вывеску - "кафе", "магазин" - и рекламу саму по себе - "моя фирма самая лучшая". <BR>По его мнению, одна из причин того, что в Петербурге до сих пор действует система привязки к доллару, - инертность бизнесменов. "Мы привыкли сидеть на печке и ждать. Предприниматель думает, что уладит все с чиновником. Не получится".<BR> <BR><B>Ума не надо</B><BR>Своей мудрой рекламной политикой городская администрация способствует концентрации рынка в руках всего нескольких фирм. <BR>"Профессиональная фирма - обирает нас как может" - так отозвался руководитель одного рекламного агентства о ГЦРР. <BR>Политика ГЦРР построена таким образом, что для некоторых городских рекламных агентств фактически создается режим благоприятствования. Дело в том, что, по правилам ГЦРР, на существующие тарифы фирмам предоставляются скидки в зависимости от количества установленных рекламных носителей. <BR>Например, при установке 201-го щита предоставляется скидка 30% . Экономия, соответственно, - около $7000, 61-е рекламное место город предоставляет бесплатно. При установке 501-го щита потери бюджета уже около $23.000. <BR>Фирма бесплатно получает 201-е рекламное место. И, наконец, 1001-й щит - это почти $57.000 потерь бюджета и 501-е бесплатное рекламное место. Затраты фирм, имеющих скидки, соответственно, много меньше - до 2 раз. <BR><BR><B>Взять высоту</B><BR>Между тем тарифы на размещение рекламы у всех агентств примерно одинаковые. По мнению Петербургского территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), такая позиция ГЦРР ведет к концентрации рынка. <BR>Начальник отдела ограничения монополитистической деятельности МАП Наталья Круглова говорит: "Планка для предоставления скидок слишком высока. ГЦРР позволяет пользоваться льготами только крупнейшим агентствам. В результате в городе будут действовать две-три фирмы".