00:0015 февраля 199900:00
5просмотров
00:0015 февраля 1999
Управление финансами в реально действующей фирме даже в условиях экономической стабильности - занятие сложное, увлекательное и рисковое.
<BR><BR>Управление финансами в реально действующей фирме даже в условиях экономической стабильности - занятие сложное, увлекательное и рисковое.<BR>В условиях современной нестабильности расширяются не только риски, но и возможности управления. Александр Андреенко, финансовый директор фирмы "Борское стекло", убежден, что общий взгляд на бизнес дает именно МВА. "На конкурентном рынке фирмой должны управлять люди грамотные, умеющие подойти к любой бизнес-проблеме и найти взвешенное решение".<BR><BR><B>Текущее состояние</B><BR>Несколько лет разрабатывался план диверсификации деятельности на фирме "Борское стекло". Руководство фирмы приняло решение открыть направление, связанное с производством закаленного стекла. Уже оформлена долгосрочная аренда, проведена реконструкция, закуплена западная печь для закалки.<BR>"Мы хотели развить направление, которое застраховало бы нашу фирму от негативных изменений на рынке. Хороший комплекс по переработке стекла стоит больших денег, и на собственный ресурс мы рассчитывать не могли. Встал вопрос о ведении переговоров с кредитными организациями, которые могли бы нам открыть кредитную линию. Переговоры с банками ведутся уже несколько лет. Принять окончательное решение помешал кризис - линия ЕБРР была заморожена".<BR>Одно из главных направлений деятельности финансового директора - поиск финансовых ресурсов для кредитования будущего производства и согласование условий их предоставления. "Банки до сих пор кредитованием реального производства не занимались. Рынок ценных бумаг позволял зарабатывать быстрее и больше. Сегодня ситуация повернула банки к производству. Однако ставки по кредитам остаются все еще высокими даже для фирм, имеющих устойчивую кредитную репутацию".<BR><BR><B>Формирование цены</B><BR>На конкурентном рынке чрезвычайно важно грамотно сформировать цену, - считает Александр Андреенко. "На рынке стекла нормы прибыли маленькие. Здесь особенно важно взаимодействие финансового отдела с отделом продаж. Есть внутреннее противоречие финансового менеджера и сейлменеджера. Первого волнует прибыль, второго - объемы продаж. Объединение этих задач в интересах фирмы - сама структура организации должна помогать поиску взаимоприемлемого решения, ориентированного на долгосрочную перспективу.<BR>В нашей фирме права максимально делегированы, менеджер принимает решение самостоятельно и сам за него отвечает. Финансовый отдел устанавливает вилку, в пределах которой менеджер по продажам может предоставлять скидки. Для особо крупных заказов предусмотрены возможность дополнительных переговоров и расширение рамок предоставляемых скидок. Каждому покупателю нужно уметь назначить ту цену, которую он готов заплатить. Если меньше - потеря для фирмы, если больше - опять же потеря для фирмы, поскольку покупатель уходит к конкуренту. Окончательное назначение цены остается за отделом сбыта, в котором, кстати, работают четыре менеджера со степенью МВА", - рассказывает Александр Андреенко. <BR><BR><B>Правила игры</B><BR>"Управление финансами - постоянная работа. Она включает расчет себестоимости, анализ постоянных и переменных затрат, планирование платежей и формирование системы управленческого учета.<BR>Финансовый менеджер занимается и налоговым планированием. В современных условиях, когда постоянно меняются правила игры, приходится регулярно корректировать бизнес-планы, учитывать изменения темпов инфляции.<BR>В мои обязанности входит и экономика фирмы в целом. Мы должны в любой момент времени определить, в каком финансовом состоянии она находится. Для того чтобы управлять финансовыми потоками, надо знать реальное состояние в режиме он-лайн. <BR>Регулярно просматриваю сообщения агентства "Росбизнесконсалтинг" в сети Интернет - к сожалению, сегодня основным макроэкономическим индикатором остается курс доллара. Во многом ситуация вернулась к 1992 году. Сегодня никаких альтернативных финансовых инструментов, помимо вложения в валюту, просто нет. Любая неопределенность подхлестывает курс, он, конечно, завышен, но реальность такова. Приходится все бизнес-планы составлять в условных единицах с расчетом на то, что уровень инфляции будет примерно совпадать с ростом курса", - рассказывает Александр Андреенко.