00:0001 февраля 199900:00
15просмотров
00:0001 февраля 1999
Администрация Петербурга пытается наполнить термин "Северная столица" новым содержанием, придав городу статус столицы Севера.
<BR><BR>Администрация Петербурга пытается наполнить термин "Северная столица" новым содержанием, придав городу статус столицы Севера. <BR>Одним из шагов на пути к этому стало проведение в Петербурге Международной конференции "Развитие Арктической транспортной системы в XXI веке".<BR>Пока роль Петербурга как собирателя российских северных земель в большей степени координационно-идеологическая. Однако представители администрации твердо убеждены, что у "северного проекта" большое экономическое будущее.<BR>Речь идет о потенциальных доходах от загрузки петербургских промышленных, транспортных и учебных предприятий "северными" заказами. Подразумевается, что российский Север вообще-то богат. <BR><BR><B>Северные возможности</B><BR>Север - это не только потребность в бюджетных дотациях. Запасы углеводородного сырья (нефть и газ) на Арктическом шельфе России оцениваются более чем в $10 трлн. А использование Северного морского пути (СМП) при транспортировке грузов из Британии в Японию позволяет вдвое сократить время путешествия и в 1,6 раза уменьшить транспортные расходы по сравнению с прочими морскими трассами (например, через Суэцкий и Панамский каналы).<BR>Это - потенциальные возможности. Имеющиеся же реалии не столь оптимистичны.<BR>У северных регионов - проблемы с продовольствием и топливом. У Северного морского пути - с танкерным и ледокольным флотом. По словам заместителя министра транспорта РФ Николая Смирнова, срок эксплуатации шести атомных ледоколов истекает в 2003-2005 годах. Все советские танкеры остались в Латвии.<BR>Помочь решить эту проблему Петербург вполне способен.<BR><BR><B>Петербургские потребности</B><BR>Как сообщил Николай Смирнов, в начале февраля в Мурманске будут представлены разработки атомного ледокола XXI века, выполненные петербургскими организациями - Центральным институтом морского флота и КБ "Айсберг".<BR>Специалисты отмечают, что в судостроении Петербург обеспечивает не менее 20% объема "северного" производства. <BR>В декабре 1997 года на ГП "Адмиралтейские верфи" был заложен танкер усиленного ледового класса по заказу судоходной компании "ЛУКойл-Арктик-танкер". Полгода спустя - еще один. Однако значительную часть заказов на подобные танкеры "ЛУКойл" разместил в Германии.<BR>"Сотрудничество с Севером представляет интерес по всем отраслям городской экономики. Для них наши товары - панацея. Мы же заинтересованы в их газовых и нефтяных ресурсах", - заявляет вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов.<BR><BR><B>Сургут надежды нашей</B><BR>Действительно, в последнее время петербургская администрация проявила исключительную "северную" активность: подписаны соглашения о сотрудничестве с Ханты-Мансийским и Ненецким автономными округами, делегация чиновников, промышленников и бизнесменов посетила недавно Сургут.<BR>"Результаты ошеломляют! В первые дни работы нашей делегации в Сургуте было заключено более 70 договоров на поставку продукции предприятий Петербурга", - вспоминает начальник отдела субъектов РФ Комитета по внешним связям СПб Игорь Соболев.<BR>Например, одна из фирм заинтересовалась возможностями приготовления продуктов быстрого питания из оленины и прочих даров Севера.<BR><BR><B>Банком больше</B><BR>Но администрация Петербурга не намерена ограничиваться обменом наших товаров на сургутский газ и ненецкую пушнину. <BR>В 1998 году Петербург вступил в международную организацию "Северный форум". "Мы заявили о проектах, координаторами которых хотели бы выступать. Это развитие Северного морского пути, создание Банка реконструкции и развития Арктики", - перечисляет Игорь Соболев.<BR>О необходимости создания Банка реконструкции и развития Арктики заявлял и президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев: "Учредителями такого банка должны стать все северные регионы, а также федеральное Правительство. Взносы - по 0,5% от объема промышленной продукции, производимой в регионе". В результате, убежден Михаил Николаев, наберется около $1 млрд на уставный фонд. И половина должна, считает президент Якутии, поступить к производителям.<BR><BR><B>Ближе к экономике</B><BR>"Пока что роль Петербурга в возрождении Северного морского пути - чисто идеологическая. За последние 2 года из петербургского порта в Арктику ушло лишь одно судно - с продовольствием для Якутии", - говорит заместитель начальника администрации СМП Александр Ушаков.<BR>Александра Ушакова очень беспокоит судьба российского ледокольного флота, и в частности - атомного ледокола "50 лет Победы" (Балтийский завод). "Ледокол построен на 68,7%. На достройку необходимо $270 млн. Изыскиваем средства", - вздыхает представитель администрации СМП. Тем временем петербургская администрация уже прикидывает, каким образом вписать в программу развития СМП местный проект "Балтийский мост" и прочие глобальные транзитные планы. "Ничего, что Северный морской путь берет начало в Мурманске, а не в Петербурге, - все его составляющие завязаны на наш город", - убежден в успехе Игорь Соболев.