Обувь, как и еда, остается товаром первой необходимости

Бизнес, связанный с производством и продажей обуви, и после кризиса остается рентабельным. При успешном менеджменте рентабельность обувного магазина составляет примерно 10%.

<BR>Бизнес, связанный с производством и продажей обуви, и после кризиса остается рентабельным. При успешном менеджменте рентабельность обувного магазина составляет примерно 10%. <BR>По словам продавцов обуви, сегодня им не хватает средств на расширение бизнеса, однако, если магазин работает на условиях товарного кредита, получаемый доход дает возможность успешно рассчитываться с поставщиками.<BR>Как подсчитали маркетологи исследовательской фирмы "Профиндекс", в конце 1998 года одеждой и обувью в Петербурге торговали 1223 магазина. И это при том, что в число посчитанных торговых точек не вошли многочисленные павильоны и лотки, расположенные на станциях метро и вещевых ярмарках города. <BR>Вместе с тем рынок этот практически не изучен и полной картиной на нем не располагают ни игроки рынка, ни исследователи. Маркетологи сетуют на отсутствие заинтересованных в таких исследованиях заказчиков. Большинство местных производителей выпускают обувь малыми партиями, а их маркетинговая политика не носит глобального характера.<BR>Продавцы тоже предпочитают ориентироваться в пределах своей отдельно взятой ниши, заявляя, что в конце 1998 года спрос на обувь не претерпел особых изменений, а значит, и рынок остается достаточно стабильным.<BR><BR><B>Средний класс - понятие растяжимое</B><BR>Как и любой товар, обувь бывает дорогая и дешевая. Поэтому продавцы обуви четко ориентированы на конкретный социальный слой покупателей. <BR>При этом все они оперируют таким понятием, как "средний класс". В связи с тем, что в последнее время оно утратило ясные очертания, дать его определение достаточно сложно. В данном случае каждый продавец судит по своей клиентуре.<BR>Элитная обувь привозится из-за рубежа и стоит недешево. В таких магазинах, как Cinti, Marcopizzi или "Четыре сезона", например, считают, что к средней ценовой категории можно условно отнести обувь стоимостью от $40-50 за пару. <BR>Несколько дешевле обувь в магазинах Pell-Cuire: она состоит из итальянских материалов и комплектующих, но шьется в Петербурге, поэтому ее стоимость составляет от $35-40 за пару.<BR>Поставщики обуви, в изобилии продающейся на вещевых рынках и в больших обувных отделах универмагов, относят к среднему классу покупателя, готового выложить за те же зимние ботинки натуральной кожи (обычно германского, финляндского или совместного производства) от 800 до 1500 рублей.<BR>Ну а доход покупателей, приобретающих обувь стоимостью от 350 до 700 рублей, как правило, ниже среднего. Недорогую обувь массового потребления небольшими партиями производят такие фабрики, как "Ленвест", "Век", а также многочисленные частные мастерские.<BR><BR><B>Не для бедных</B><BR>Представители среднего и крупного бизнеса предпочитают обуваться в престижных магазинах, предлагающих коллекционную обувь известных европейских фирм.<BR>Работа с клиентом бизнес-класса предполагает соответствующее обслуживание. Поэтому такие магазины вынуждены заботиться о пополнении коллекции и чистоте стиля, продавая обувь и аксессуары тех производителей, к которым привыкла их клиентура.<BR>Среди дорогого импорта, представленного на петербургском рынке, лидирует итальянская обувь. С падением рубля цены на импортную обувь выросли прямо пропорционально. Чтобы удержать их в разумных пределах, многие продавцы вынуждены были снизить торговую наценку до 20%. <BR>Помимо этого цена на коллекционную обувь сильно варьируется в зависимости от ее актуальности. Допустим, скидка, предоставляемая при покупке обуви из коллекций прошлых сезонов, может достигать 30-60%.<BR>Несмотря на то что до 30% покупателей отказались от коллекционной обуви, дорогие магазины не собираются менять свою политику и стараются сохранить объемы продаж за счет сопутствующих товаров: одежды, сумок, шляп, перчаток и прочих аксессуаров.<BR><BR><B>В едином стиле</B><BR>Продавцы дорогой обуви идут на контакт с прессой без особого энтузиазма. Исключение составил магазин Cinti, где согласились побеседовать с корреспондентом "ДП". <BR>Директор магазина Ирина Зайцева отмечает: "Мы продаем не самую дорогую обувь, но все же достаточно престижную. У нас очень много постоянных покупателей, поэтому в своей работе мы ориентируемся прежде всего на них". Основная часть клиентов Cinti - деловые люди от 30 лет, имеющие стабильный доход. <BR>"Вскоре после кризиса, - вспоминает Ирина Зайцева, - мы решились на эксперимент и взяли на реализацию обувь российско-германского производства в 2-3 раза дешевле итальянской, которую мы продаем. Однако она выбивалась из общего стиля магазина и совсем не пользовалась спросом у наших покупателей. Пришлось отдать эту партию в один из крупных универмагов".<BR>Магазин Cinti еще до кризиса пошел по пути расширения ассортимента. Постепенно здесь стали торговать не только итальянской обувью, но и одеждой, аксессуарами. Благодаря этому круг покупателей расширился, а постоянные клиенты получили возможность подбирать весь гардероб в одном стиле. Естественно, после кризиса магазин постарался минимизировать торговую наценку - до 20%. Используются и другие формы поощрения покупателей. Например, новогодние подарки для каждого клиента.<BR>"Однако, несмотря на то что наши затраты окупаются, на расширение бизнеса средств не хватает, - признается Ирина Зайцева. - Нам пришлось на неопределенное время отложить планы по открытию нового магазина молодежной одежды".<BR>В магазине "Четыре сезона", где продается обувь стоимостью от $50 и выше, корреспонденту "ДП" также сообщили, что по сравнению с докризисным периодом спрос на дорогую обувь не претерпел особых изменений. Изменились разве что пристрастия: в конце 1998 года бизнес-вумен предпочитали покупать "замшу" и "стрейч".<BR><BR>Минус 30%<BR>Постоянные покупатели дорогой обуви обновляют свой гардероб в среднем 1-2 раза в сезон. До кризиса люди с меньшим достатком по крайней мере один раз в году тоже могли позволить себе приобрести дорогие сапоги от Fendissime или Roccobarocco.<BR>С падением доходов такие покупатели утратили возможность побаловать себя элитной обувью и стали довольствоваться обувью массового потребления. Этой обуви (германского, совместного и российского производства), по свидетельству специалистов, на рынке больше всего.<BR>Оптовики, поставляющие на российский рынок обувь производства России и СНГ, в целом оценивают ситуацию как стабильную. По словам специалистов компании "Алькор", специализирующейся на оптовых поставках обуви из России и СНГ, а также комплектующих для ее производства, в настоящее время ситуация выровнялась "с минусом в 30% по всем показателям".<BR>Розничные цены на обувь отечественного производства по сравнению с прошлым годом подросли на 30% и колеблются в пределах от 200 до 800 рублей за пару зимних сапог. Спрос на такую обувь по-прежнему высок. В розничной продаже торговая наценка на нее обычно составляет 25-30%, и товар не залеживается.<BR>Единственная проблема производителей в том, что из-за нестабильной экономической ситуации они не могут производить обувь в больших количествах.<BR><BR><B>Дешево и сердито </B><BR>Несмотря на то что, по данным Петербургкомстата, выпуск обуви местными производителями за 9 месяцев 1998 года составил всего 0,7 млн пар против 1,1 млн в 1997 году, рынок как никогда насыщен обувью местного производства.<BR>Каждая вторая мастерская по ремонту обуви производит ее небольшими партиями. Впоследствии их продукция попадает на городские вещевые рынки, в ларьки и обувные отделы универмагов. Зачастую она продается под видом импортной.<BR>Фурнитура и материалы для малых производств нередко покупаются частным порядком, однако качество обуви выдерживает конкуренцию с фабричной и даже импортной продукцией. Правда, успех такой мастерской всецело зависит от нужных связей с крупными универмагами или оптовиками, которые обеспечивают возможность стабильного сбыта продукции.<BR>Как объяснили корреспонденту "ДП" в одной из мастерских, отпускная цена зимних ботинок из натуральной кожи в данном случае составляет 300-350 рублей. В розничной продаже такая обувь появляется, соответственно, по цене 450-500 рублей и выше, в зависимости от того, что за торговая точка берет обувь на реализацию и под каким видом собирается продавать товар.(А.Н.)