Продовольственная розница нуждается в бизнес-плане

Владимир Хренов, генеральный директор сети магазинов "Диета-18". Окончил Институт советской торговли им. Ф. Энгельса, имеет степень доктора American Kennedy University (США).

<BR>Владимир Хренов, генеральный директор сети магазинов "Диета-18". Окончил Институт советской торговли им. Ф. Энгельса, имеет степень доктора American Kennedy University (США). <BR>Начало дела обязательно должно быть основано на бизнес-плане - есть специальные методики для его составления. Нужно определить: как будет позиционирован магазин, каким ассортиментом будет торговать, и рассчитать оборачиваемость товаров в день. <BR>Это важнейший показатель, на который надо ориентироваться. Например, по гастрономической группе товаров и по мясу срок оборачиваемости - около 5 дней, молочных продуктов - 3-4 дня. Если в день магазин должен наторговать гастрономическими товарами на 10 тысяч рублей, соответственно, на это должно быть выделено 50 тыс. рублей. Аналогичным образом вычисляются и необходимые суммы на молочные продукты, мясо и т.д. Все суммируется, и определяется необходимое число оборотных средств. Когда курс доллара растет, товарные запасы в магазине должны быть минимальными. <BR><BR><B>Где лучше открыть магазин</B><BR>Сперва мы стремились покупать магазины возле станций метро, но сейчас я совершенно четко знаю, что "спальные" районы значительно перспективнее. Если магазин находится возле метро, то торговля зависит от очень многих факторов. Магазин у метро "застревает" на каком-то обороте, и выше его уже не раскачать. А в "спальном" районе стабильный покупатель. И главное - в "спальном" районе всегда можно отбить покупателя у соседнего магазина. <BR><BR>Большой или маленький магазин?<BR>Я бы предпочел большой магазин, в котором можно сосредоточить ассортимент, что сегодня является определяющим. Но маленькому бизнесу замахиваться на большой магазин не стоит. Маленький магазин в любом случае должен создать ассортимент. Надо обязательно исследовать близлежащие окрестности. И если рядом мощный универсам или большой магазин, то конкурировать с ним было бы безрассудным. Но можно занять какую-то свою нишу и торговать тем, чего нет у конкурентов, но только не экзотикой - она сегодня никому не нужна. При этом цены желательно держать ниже, а сервис, санитарное состояние, вид продавцов должны быть лучше, чем у соседей. <BR><BR><B>Торговое оборудование</B><BR>Кроме одного, все наши магазины оснащены современным оборудованием, и мы отчетливо видим разницу. Покупатель любит ходить в красивые магазины, где стоит новое оборудование. Но оно сейчас дорого стоит, и сложно советовать его покупать. Хотя покупка быстро окупается: оборудование дает возможность сделать хорошую выкладку товаров. <BR>Кроме того, там хорошая подсветка. Если колбаса при солнечном освещении имеет нормальный розовый цвет, то в старом холодильнике она становится серой и противной. Безусловно, это определяет спрос.