Обучение развивает менеджерские способности

Задача бизнес-образования - дать менеджеру знания и навыки, которые позволили бы успешно справляться с суровой реальностью.

<BR><BR>Задача бизнес-образования - дать менеджеру знания и навыки, которые позволили бы успешно справляться с суровой реальностью.<BR>Сергей Мордовин, ректор Международного института менеджмента (IMISP), предлагает "формулу трех Ц": Целесообразность обучения равна отношению Целей к Цене. Но цели обучения для всех разные. Для руководителей - одни, для владельцев - другие. Может, и цена одна, но в одном случае ее платит сам обучающийся, а в другом - за него платит организация. <BR>В первом случае обучающийся имеет личные цели, во втором - организация рассчитывает получить квалифицированного управленца, а он вдруг увольняется. Тогда целесообразность стремится к нулю. Но вкладывает предприятие, а у общества свои цели: повышение отчисляемости от налогов. <BR>Если человек ушел на большую зарплату, значит, он будет платить большие налоги. Общественная целесообразность, следовательно, есть и добавленная стоимость.<BR><BR><B>Выбор</B><BR>Желающему получить бизнес-образование приходится задуматься о критериях выбора. Не просто выбирать наудачу, что под руку подвернется, а принимать участие в определении содержания, качества и цены программы. Не довольствоваться типовыми курсами, а получать специально разработанные для своей компании программы, созданные на основе долгосрочного партнерства.<BR>Сергей Мордовин считает, что все школы бизнеса должны стремиться к тому, чтобы:<BR>- каждая программа развития менеджмента была основана на актуальных стратегических задачах и потребностях развития компании;<BR>- каждая программа имела четко определенные цели, непосредственно связанные со стратегическими задачами компании;<BR>- были разработаны проекты по совершенствованию работы и установлены измеримые цели;<BR>- был рассчитан возврат по капиталовложениям, с отчетом и обсуждением итогов по каждой программе развития менеджмента;<BR>- был определен возврат на инвестиции для каждого отдельного участника программ:<BR>а) персональное обучение и применение его результатов;<BR>б) прибыль подразделения, которое представляет участник;<BR>в) общий финансовый результат, новые ценности, культура для всей компании.<BR>Любой образовательный процесс в несколько упрощенном виде можно представить следующим образом: 1) дизайн учебной программы; 2) реализация учебной программы; 3) оценка эффективности обучения.<BR><BR><B>Дизайн</B><BR>Разрабатывать учебную программу может отдельно и заказчик, который отлично знает потребности организации, и специалист школы. Но наилучшей оказывается совместно разработанная программа. Этот способ наиболее эффективен, если представитель школы хорошо разбирается в реальном бизнесе.<BR>Это возможно, если преподаватель вовлечен в управленческое консультирование организационных изменений. <BR><BR><B>Оценка</B><BR>В современном менеджменте активно применяется концепция ориентированного на результат подхода к развитию управления. По этой концепции, обучение создает основы для повышения производительности труда и развития управленческих способностей. Направленный, контролируемый процесс обучения может быть объективно оценен. В основу процесса положены актуальные проблемы корпорации и запросы менеджеров.<BR>При таком подходе заказчика интересуют в первую очередь не "остаточные знания" слушателей, а их способность решать реальные управленческие задачи, стоящие перед организацией. <BR>Именно эта способность определяет для заказчика эффективность той или иной программы.