Клиенты банков зависят от порядочности банкиров

Волна кризиса, затопившая банки и их клиентов 17 августа прошедшего года, схлынула. Но кризис продолжается, пока у выживших банков и компаний не появится твердой уверенности в будущем процветании. Банки с надеждой глядят на Правительство и Банк России, ож

<BR><BR>Волна кризиса, затопившая банки и их клиентов 17 августа прошедшего года, схлынула. Но кризис продолжается, пока у выживших банков и компаний не появится твердой уверенности в будущем процветании. Банки с надеждой глядят на Правительство и Банк России, ожидая поддержки или хотя бы подсказки, какой будет судьба банковского сообщества. Впрочем, некоторую определенность в банковский бизнес кризис все же внес. Предприятия и граждане почувствовали, что громкое имя столичного банка не гарантирует его надежности. Напротив, большая буря ломает сначала высокие деревья. Клиенты петербургских банков понесли наименьшие потери и, возможно, станут больше доверять местным кредитным организациям. Московским банкам придется отвоевывать куски рынка, доказывая, что надежность банка зависит не от местоположения, а от профессионализма менеджеров и порядочности хозяев.<BR><BR>Юрий Головин, <BR>председатель правления банка "Петровский"<BR><BR>В начале кризиса было понятно, что для спасения банков надо что-то срочно предпринимать. Со временем, когда выяснилось, что банковская система не рухнула, ощущение опасности притупилось, но не исчезло. Реструктуризация банков актуальна и сегодня. Может быть, кто-то из банков старается выжить из последних сил, надеясь на спасительный кредит Центробанка. Надо сказать им, когда и сколько они получат, или дать понять, что ждать не стоит. И тогда эти банки смогут уйти красиво, их кредиторы понесут меньшие потери.<BR>Недорогие кредиты не помешали бы и тем банкам, которые успешно боролись с кризисом, в том числе и "Петровскому". Особенно в тот период, когда клиенты поддались общему ажиотажу и стали забирать из банка средства. Чтобы всех удовлетворить, банкам пришлось пойти на некоторые жертвы, понести определенные затраты.<BR>Но гораздо важнее кредитов определенность. Правительство должно принять решение, кого оно будет поддерживать, а кого банкротить.<BR>Однако в процессе реструктуризации банков образовался затор. Тому есть три серьезные причины. Во-первых, иностранные инвесторы, потерявшие деньги в ГКО, активно возражают против привилегий российским банкам. С их точки зрения, из российских банков должны выжить сильнейшие, а вместо погибших на рынок придут иностранные банки.<BR>Во-вторых, реструктуризации мешают внутриполитические разногласия. Ряд российских политиков считают, что Центробанк занимает слишком самостоятельную позицию, не зависит от Госдумы и слабо зависит от Правительства. По их мнению, Центробанку не только нельзя доверять судьбу банков, но и нужно ограничить его надзорные функции и право распоряжаться собственной прибылью.<BR>Третье препятствие на пути реструктуризации - банальное отсутствие денег.<BR>Будущее петербургских банков зависит от решений, принятых на федеральном уровне. Проблема в том, что Правительство РФ не может принять таких решений, поскольку само зависит от внешних обстоятельств, таких, как позиции Госдумы и западных кредиторов".<BR><BR>Виктор Халанский, <BR><B>заместитель председателя правления банка "Викинг", профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов</B><BR><BR>До кризиса четверть ресурсов петербургской банковской системы находилась в филиалах иногородних банков. Кризис показал, что средства клиентов, находящиеся в таких филиалах, наиболее уязвимы. Филиалы юридически бесправны перед головными банками. В случае если у банка-"матки" возникают проблемы, то деньги с филиальных субкорсчетов автоматически перекачиваются на счет головного банка.<BR>После 17 августа 2-3 недели платежи из Москвы в Петербург почти не шли. Московские банкиры-олигархи, которые слишком увлекались игрой с ГКО и оказались в луже после "замораживания" этих бумаг, немедленно блокировали отток денег из столицы в регионы, а многие одновременно забрали средства из региональных подразделений своих банков.<BR>Банковский кризис (я бы назвал его московским) продолжается: еще только начинаются мучительные переговоры по реструктуризации невозвращенных рядом банков внешних кредитов; многие московские банки безнадежно "засели" с обязательствами по форвардным контрактам перед зарубежными коллегами; в ближайшие недели произойдет "уценка" "замороженных" ГКО.<BR>К сожалению, тема ускоренного продвижения филиалов московских банков в наш регион не закрыта. Вдруг многие московские мелкие и средние банки уже после 17 августа решили открывать здесь филиалы. Думаю, что это действия банков-олигархов, которые желают сохранить, а порой и спрятать ценные активы своих филиалов перед их закрытием в порядке реструктуризации для финансового оздоровления головных банков.<BR>Опыт последних лет показал, что для укрепления и развития банковской системы нашего города нам нужны дочерние банки крупных системообразующих банков. Они являются самостоятельными юридическими лицами и в большей степени несут ответственность перед клиентами. Опыт банка "Менатеп-Санкт-Петребург", БНП-Дрезднер Банка и БалтОНЭКСИМ Банка - наглядное тому подтверждение".<BR><BR>Дмитрий Сладков, <BR><B>директор петербургского филиала Автобанка</B><BR><BR>Действительно, филиал, формально не являясь юридическим лицом, полностью подконтролен головному банку и четко обязан исполнять все его решения, даже если эти решения противоречат интересам клиентов филиала. Однако, на мой взгляд, это не является определяющим в части рисков, которые несет клиент, обслуживающийся в филиале.<BR>Известно достаточно много случаев, когда филиалы банков рассчитывались по своим обязательствам гораздо раньше, чем их головные конторы. Банкротство некоторых банков проходило таким образом, что клиенты не смогли вернуть и пятой части своих денежных средств. Поэтому определяющим фактором являются те цели и задачи, которые ставят перед собой топ-менеджеры и крупные акционеры банка.<BR>Учитывая, что сегодня существует множество быстрых и вполне законных способов вывода активов из банка, все будет зависеть от отношений клиентов и банкиров, а также от желания последних выполнить свои обязательства и сохранить репутацию. В части филиалов - это еще и проблема взаимоотношений головного банка и руководителей филиала.