Как бывший офицер Борис Яров стал управлять комплексом Shell

Из нескольких сотен петербуржцев ему одному удалось стать компаньоном гигантской нефтегазовой империи Shell: Борис Яров победил

<BR><BR><B>Из нескольких сотен петербуржцев ему одному удалось стать компаньоном гигантской нефтегазовой империи Shell: Борис Яров победил</B><BR><B>в конкурсе, объявленном год назад компанией, на право управлять автозаправочной станцией концерна </B><BR><BR>Около года у бывшего морского офицера Бориса Ярова ушло на то, чтобы пройти сквозь сито психологических и профессиональных тестирований. <BR>Хотя сегодня у Бориса Ярова обязанностей гораздо больше, чем прав, он все равно собой доволен. Стоимость одного заправочного комплекса, которым он управляет, - около $1,5 млн.<BR><BR><B>"Шеллу" - шеллово</B><BR>Компания в большой мере опирается на принцип семейственности. Из 47.000 "шелловских" автостанций в мире около 60% имеют семейное управление. <BR>На практике это выглядит примерно так: Shell строит фирменную автозаправочную станцию, право руководить которой передается семейному предприятию. Менеджеры Shell считают семейный бизнес идеальным для эксплуатации станций обслуживания. <BR>Муж руководит, жена - за кассой, дети заливают бензин и протирают стекла, бабушка печет булочки, дедушка на охране - вот из чего вроде бы и слагается капиталистический успех. <BR>Такая стратегия для России в диковинку. Однако после того как в "ДП" прошла публикация о кадровой политике Shell, в компании разрывался телефон: "Нас засыпали телефонными звонками, - вспоминает Антон Попов, заместитель генерального директора по финансам ООО "Shell AZS". - Взволнованные люди спрашивали: "Это ваша компания раздает семьям заправки?!" Несмотря на огромное число желающих, от принципа семейственности здесь отказались. Махровый отечественный принцип, дающий зеленый свет лишь брату, куму, свату, сыну депутата etc., даже не рассматривался. <BR>Во главу угла ставились управленческие навыки конкурсанта, его способность приносить компании прибыль. Формула сотрудничества Shell с конкурсантом, выбранным из нескольких сотен горожан, окончательно приобрела такую формулировку - индивидуальное частное предприятие Бориса Ярова заключило договор с компанией Shell AZS. <BR><BR><B>Каждому свое</B><BR>Во время нашей встречи на станции Борис был заметно взволнован. Но, как оказалось, это не от победной эйфории, а от неожиданного внимания газеты:<BR>- Не знаю почему, но я был уверен в своей победе, - вспоминает директор АЗС. - Самым тяжелым было ожидание.<BR>- И не было страшно?<BR>- Нет. Я всегда стремился к руководящей работе, хотел управлять коллективом или отдельным направлением в структуре какого-нибудь проекта.<BR>- Интересно, а чем Вы гордитесь больше всего?<BR>- Торговой маркой моей станции.<BR>- А Ваша семья?<BR>- А семья гордится мной.<BR>Свою биографию Борис описывает как-то буднично. В ней нет резких взлетов и неожиданных падений. Военно-морское училище. Инженер-электротехник. Северный флот. Корабли и подлодки. Возвращение в Питер. Преподаватель. Капитан-лейтенант. Увольнение в запас. Торговля медицинским оборудованием. Заместитель директора. Объявление в газете... <BR>Но за всей этой размеренностью - черта характера, достойная всякого уважения, - честолюбие. Амбиции, естественно, у всех нас разные. Одному стать президентом мало, другому выбиться в профессиональные слесари много. Главное - верно рассчитать свои силы. Борис Яров реально оценил себя как менеджера среднего звена, и "шелловский" конкурс это подтвердил. <BR><BR><B>Сосиски и баллы</B><BR>Бывшему офицеру досталось большое хозяйство. Например, мойка представляет собой замкнутый технологический цикл, в котором извне используется только 3% воды. <BR>"А Вы чувствуете, что здесь не пахнет бензином? - интересуется у меня Антон Попов. - Мы используем уникальные колонки. Они устроены таким образом, что во время заправки пары бензина засасываются обратно. <BR>Отдельного рассказа стоят подземные резервуары для хранения топлива (танки - на профессиональном сленге. - А.Е.). Они обладают двухуровневой системой защиты и предупреждения об утечках. Причем часть датчиков располагается непосредственно в земле, и не дай Бог танк даст течь - на станции сразу же сработает система оповещения".<BR><BR><B>За булочки он тоже в ответе</B><BR>Помимо стандартной процедуры наполнения бака автомобиля бензином и менее стандартных процедур автомойки, подкачки шин и чистки салона автостанция "Шелла" имеет свое кафе. Select - это торговая марка станционных магазина и кафе. Внешний антураж - 100%-ная Европа. Фирменные "шелловские" автостанции, раскиданные по планете в количестве 47.000 штук, держат свой корпоративный стиль. Фрукты, пиво, молоко, хлеб, автомобильные мелочи etc. плюс возможность поесть горяченького. Булочки выпекаются сотрудниками станции на глазах у посетителей. С компанией "Самсон" заключен договор о производстве и поставках специальных сосисок. Рецептура зафиксирована протокольно... и размер - ни много ни мало 21 сантиметр. <BR>За все вышеизложенное Борис Яров в ответе.<BR><BR>Шаг влево, шаг вправо...<BR>Технология обслуживания должна работать как часы. И "Шелл" здесь спуску не дает. В обязанность одного из менеджеров петербургского офиса фирмы входит еженедельный контроль за состоянием АЗС. Компанией специально разработан тест-лист с массой подпунктов: горят ли въездные знаки, правильно ли выставлены цены, чисто ли на улице, соответствующий ли ассортимент в магазине и т.д. Как там у классиков-диссидентов: шаг вправо, шаг влево... попытка к бегству... на месте... Именно таким образом "Шелл" блюдет свою честь - сервис на автостанции в Рио-де-Жанейро, Лос-Анджелесе или Тегусигальпе ничем не должен отличаться от сервиса в Петербурге. Максимально по результатам проверки можно заработать 100 баллов; если 3 раза будет зафиксирована сумма ниже 89 баллов, автоматически встает вопрос о расторжении контракта. Без сомнения, условия строгие, но Бориса они не смущают. "Знаю, на что шел", - говорит он.<BR><BR><B>Конкуренты не дремлют</B><BR>Заключив договор с "Шеллом", бывший морской офицер приобрел еще один неофициальный (но не менее громкий по звучанию) титул - прямой конкурент известной компании Neste. Автозаправочные станции мировых гигантов располагаются на площади Конституции прямо друг напротив друга. "Жизнь нашей станции стала тяжелей. Чуть-чуть, - считает Юха Паавилайнен, бизнес-директор Neste. - Но конкуренция - нормальное явление. Конечно, мы не можем пойти и спросить Бориса: "Как ты ведешь бизнес?" Но нам никто не запрещает исследовать развитие того же "Шелла" или другого нефтетрейдера. Подобную форму управления мы внедрять не собираемся, хотя лет через 5-10 наша позиция может измениться. Все зависит от конкретной ситуации".<BR><BR><B>Права и обязанности</B><BR>ВсЈ на АЗС принадлежит "Шеллу". Все договоры - на поставку товаров, топлива, сервисное обслуживание оборудования - также заключает "Шелл". "Шелл" же выделяет фиксированный бюджет на расходы станции. <BR>Борис имеет право самостоятельно набирать персонал и определять каждому размер премий. Общую сумму премиальных, в зависимости от результатов, выделяет "Шелл". Он самостоятельно осуществляет управление, исходя из общей стратегии продаж и сервиса всего концерна. <BR><BR><B>И это только начало</B><BR>На сегодняшний день в Петербурге работают две первые в России станции этой фирмы - открыты они с небольшой разницей во времени осенью этого года. Одной управляет ИЧП Бориса Ярова, другой - официально нанятый директор. Петербургский офис "Шелла" проводит эксперимент - какой из способов управления наиболее выгоден для компании. "В начале следующего года компания планирует ввести в строй еще три АЗС, - поделился планами Антон Попов. - По результатам эксперимента и будет определена форма их управления. Мы планируем получить первые статистические результаты к февралю следующего года. <BR>Понятно, что отдельно взятые предприятия являются отдельными налогоплательщиками и имеют разные затраты. Мы будем анализировать, насколько эта сторона вопроса будет влиять на бизнес и какое при этом "Шелл" будет получать преимущество". <BR>"ДП" будет следить за развитием этого эксперимента.<BR><BR>Открытие российского представительства Shell в 1992 году явилось началом нового этапа деятельности этой компании в России. Первый этап был осуществлен более 100 лет назад, когда Маркус Самюэль, один из основателей Shell, заинтересовался продажей керосина на востоке. В то время он начал перевозить керосин из России и создавать крупные нефтехранилища в портах на Дальнем Востоке. В настоящее время деятельность Shell в России концентрируется в нескольких бизнес-центрах: АО "Шелл Нефть" и "Шелл Ист Юроп Компани Лтд." занимаются смазочными материалами и химическими продуктами; "Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Сервисес" оказывает поддержку развитию нефтяных и газовых проектов; Shell AZS осуществляет строительство розничной сети в Петербурге.