00:0023 декабря 199800:00
8просмотров
00:0023 декабря 1998
С 25 января нового, 1999 года государство установит тотальный контроль над соответствием расходов российских граждан их фактическим доходам.
<BR>С 25 января нового, 1999 года государство установит тотальный контроль над соответствием расходов российских граждан их фактическим доходам. <BR>Дума долго сомневалась, надо ли спешить с его введением в действие.<BR><BR><B>Предыстория</B><BR>Приняв Закон о контроле за расходами летом 1998 года, Госдума 2 декабря в первом чтении приняла изменения к нему. Речь шла о переносе сроков вступления закона в силу на полгода под предлогом кризиса, который разрушил систему банковских счетов граждан. Однако 17 декабря во втором чтении закон о внесении изменений неожиданно не набрал нужного числа голосов. Как сообщили корреспонденту "ДП" в комитете Госдумы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, сегодня, 23 декабря, его разработчики попытаются еще раз добиться включения этого вопроса в повестку дня, с тем чтобы принять закон сразу во втором и третьем чтениях. <BR>"Иначе Закон о госконтроле за расходами граждан вступит в силу 25 января 1999 года, как и предполагалось. Впрочем, мы не намерены останавливаться и, возможно, будем вести речь о введении моратория на действие закона", - прокомментировал ситуацию член комитета Вячеслав Кузнецов.<BR> <BR><B>Список роскоши</B><BR>В Законе о контроле представлен достаточно полный список предметов роскоши, покупка которых обернется для гражданина неминуемым декларированием доходов (см. рисунок). <BR>Наряду с художественными ценностями и редкими палеонтологическими образцами, законодатели не забыли внести в список такие "покупки первой необходимости", как недвижимость и наземные транспортные средства. Проблемы могут сопутствовать покупателям самолетов, яхт и ценных бумаг. В первый год действия закона контроль осуществляется за расходами в размере свыше 1500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за одну покупку из списка или свыше 4500 МРОТ за несколько покупок в течение года. По истечении этого срока стоимость подлежащих контролю покупок снизится соответственно до 1000 и 3000 МРОТ.<BR><BR><B>Контроль</B><BR>Налоговая инспекция направляет лицу, совершившему покупку, письменное требование о предоставлении специальной декларации. И в течение 60 дней после покупки покупатель обязан предоставить в налоговые органы специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества. <BR>Письменное требование направляется на основании имеющихся у налоговых органов сведений о покупке, которые регистрирующие органы и нотариусы, удостоверяющие сделку, обязаны предоставить в течение 15 дней после ее регистрации. <BR><BR><B>Наказание</B><BR>Если декларация не будет представлена в течение 60 дней, покупателя ожидает штраф в размере 100 МРОТ, а если и по прошествии 90 дней гражданин не продекларирует свои расходы, - в размере 1000 МРОТ. Нотариуса, не предоставившего сведения налоговым органам, ожидает штраф в размере 100 МРОТ. <BR>В случае предоставления фиктивных документов гражданин-покупатель может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. <BR>Стоит заметить, что штрафы с нарушителей Закона о контроле за расходами могут быть взысканы только в судебном порядке.<BR><BR><B>Право покупателя</B><BR>До вступления в силу вышеупомянутого закона граждане имеют право составить декларацию об уже имеющемся имуществе, которое может подтвердить их платежеспособность. Декларацию нужно сдать на хранение нотариусу.<BR>Немаловажно, что, по закону, сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут служить основанием для взыскания или доначисления каких-либо налогов, а также для привлечения лица, представившего данную декларацию к какой-либо ответственности. <BR>Правда, в декларации не могут быть указаны наличные деньги в сумме более 1000 МРОТ, не находившиеся на день вступления закона в силу на счетах в кредитной организации. Именно эта оговорка и служит мотивом к спорам вокруг переноса срока вступления Закона о контроле за расходами в силу. Так как в условиях банковско-финансового кризиса отсутствуют надежные государственные гарантии по денежным вкладам граждан, то в комитете Госдумы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности посчитали возможным перенести срок его вступления в силу до момента возможной стабилизации банковской системы.(А.Н.)