Русский музей специализируется на юбилеях

За последние дни Русский музей презентовал сразу несколько выставок, посвященных различным юбилеям.

<BR><BR>За последние дни Русский музей презентовал сразу несколько выставок, посвященных различным юбилеям.<BR>Исходя из принципа старшинства данные экспозиции можно расположить в следующей последовательности: ровно два века исполнилось Мальтийскому ордену в России, в 2 раза младше художественное объединение "Мир искусства", великому же неоакадемисту Тимуру Новикову недавно стукнул сороковник.<BR>Все три выставки застолбили разные части владений Русского музея: Тимуру Новикову достался Мраморный дворец, под "Мир искусства" отошел Корпус Бенуа, а реликвии Мальтийского ордена, естественно, расположились в Михайловском дворце - любимом детище Павла I, который 29 ноября (по старому стилю) 1798 года был провозглашен великим магистром (другое название данной должности - гроссмейстер) Мальтийского ордена.<BR>Впрочем, первые контакты Руси и мальтийских рыцарей начались еще при Петре Великом, и на выставке представлена походная палатка фельдмаршала Шереметева, служившая ему во время путешествия на Мальту.<BR>После того как Павел I стал главным рыцарем, влияние ордена стало всеобъемлющим. <BR>Символика - характерный мальтийский крест - тут же оказалась на знаменах и знаках множества российских полков, знаки ордена появились на одеяниях всех без исключения главных отечественных государственных деятелей и т.д. Малюсенький крестик можно разглядеть даже на выставленном в Инженерном замке детском мундире.<BR>Но история Мальтийского ордена в России оказалась не слишком продолжительной. В одной из витрин экспозиции присутствует датированный 1842 годом ответ Николая I на просьбу князя Трубецкого носить доставшиеся ему по наследству знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского: "Государь Император по всеподданнейшему докладу таковой просьбы "удовлетворить не может, так как" в России Ордена... более не существует".<BR><BR><B>Универсальное искусство</B><BR>"Мир искусства" - главное художественное объединение рубежа прошлого и нынешнего веков. Ввиду данного факта экспозиция, ему посвященная, имеет глобальные размеры. На разных этапах в "Мире искусства" тем или иным образом засветились Серов, Рерих, Кустодиев, Бакст, Врубель, Петров-Водкин, Коровин, Кандинский и еще множество российских и финляндских художников.<BR>На выставках "Мира искусства" соседствовали живописные полотна, графика, театральные костюмы, эскизы декораций, посуда, мебель, статуэтки и даже карикатуры, высмеивающие самих "мирискусников". На одной из них некий шаромыжник "толкает" деревенской бабуле одеяло синюшно-зеленого цвета: "Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло - В РУБЕЛЬ..."<BR>Таким образом, в результате ознакомления с экспозицией в Русском музее можно констатировать, что "Мир искусства" являлся одним из самых универсальных художественных образований в обозримом историческом прошлом.