00:0011 декабря 199800:00
12просмотров
00:0011 декабря 1998
Экспорт и импорт предприятий Петербурга и Ленинградской области в результате девальвации рубля в сентябре 1998 года выравнялся. В июле-августе поток ввозимых товаров в регион из-за рубежа, согласно данным исследовательской компании "БИНК", значительно пре
<BR><BR>Экспорт и импорт предприятий Петербурга и Ленинградской области в результате девальвации рубля в сентябре 1998 года выравнялся. В июле-августе поток ввозимых товаров в регион из-за рубежа, согласно данным исследовательской компании "БИНК", значительно превышал экспортные поставки местных компаний. <BR>Девальвация национальной валюты, по законам экономической теории, приводит к росту экспорта и к падению импорта. Согласно этому постулату, после 17 августа спрос на российские товары на мировом рынке должен повыситься, так как их цена в долларовом выражении уменьшилась. Конкурентоспособность зарубежных товаров на отечественном рынке, наоборот, должна снизиться. Теория подтверждается практикой пока только частично. Импорт не просто упал, а обвалился. А вот экспорт петербургских и областных компаний, вместо того чтобы расти в сентябре, уменьшился на 30%. Сальдо торгового баланса региона и зарубежных стран стало нулевым, потому что импорт сокращался гораздо быстрее, чем экспорт.<BR>Прекращать ввоз гораздо легче, чем наращивать вывоз продукции за рубеж. Поэтому нет ничего удивительного в том, что импортеры почти мгновенно среагировали на девальвацию рубля и снизили свою активность. Чтобы увеличить экспорт, нужно время для заключения новых договоров и подготовки продукции к отправке за рубеж. <BR>Тем не менее, по данным компании "БИНК", поток импортных товаров в августе 1998 года не только не сократился, но и увеличился. Скорее всего, это объясняется тем, что ввозимый товар растаможивался намного позже, чем был оплачен. <BR><BR><B>Сладкого лишили</B><BR>В результате девальвации изменилась товарная структура как экспорта, так и импорта. От девальвации больше всего пострадали компании, занимающиеся ввозом электроприборов (оргтехника и бытовая техника), медикаментов, табачных изделий и лакокрасочных материалов. Ввоз этих групп товаров снизился в сентябре более чем в 3 раза. А импорт сахара сжался почти в 8 раз. Местные потребители и переработчики уменьшили покупку других пищевых продуктов зарубежного производства (мясо, свежие фрукты, масло, чай, кофе) примерно в 2,5 раза.<BR>Ввоз зарубежных товаров в регион, по данным компании "БИНК", упал в сентябре более чем в 3 раза. Такое падение подтвердили многие участники внешнеэкономических операций, опрошенные корреспондентом "ДП". По России показатель сокращения импорта значительно ниже, чем в Петербурге и Ленобласти. Он составил в сентябре 45,7% (информация агентства ).<BR><BR><B>Автомобили мобильнее</B><BR>Экспортеры и импортеры для перевозки грузов теперь стараются по возможности использовать грузовики. Вывоз продукции на автомобилях хотя и уменьшился, но не так сильно, как при ее транспортировке железнодорожным и морским транспортом. А вывоз товаров на автомобилях, по данным компании "БИНК", даже увеличился. <BR>"Из-за значительного роста заказов на вывоз товаров и из-за падения импорта мы пересмотрели расценки на свои услуги. Перевозка груза за рубеж подорожала, а доставка иностранных товаров в Россию стала для наших клиентов дешевле", - говорит заместитель генерального директора компании "Совавто-СПб" Дмитрий Кадомский. "В августе у нас было задействовано для международных перевозок 4-5 машин из 30, сейчас - 15-20. Активизация экспортеров очевидна. А то, что ввоз товаров на грузовых машинах стал более популярным, объясняется сокращением средней партии перевозимого груза. При стабильном курсе рубля импортеры поставляли товары на кораблях. Так было выгоднее. <BR>Сейчас, когда существует большая неопределенность в предстоящих изменениях курса рубля, они боятся потерять сразу очень много", - рассказал Юрий Ерофеев, генеральный директор ЗАО "Кинэкс-инвест". Кроме того, автомобили и воздушный транспорт позволяют быстрее оборачивать капиталы. Однако, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (ASMAP), международные перевозки на грузовых машинах не только не увеличились в сентябре, но даже упали на 30% (см. рисунок). <BR>"Наша организация фиксирует все рейсы отечественных грузовых автомобилей, отправляемых за рубеж. Статистика свидетельствует, что поток товаров, перевозимых за рубеж автомобильным транспортом, уменьшился", - сказал ведущий специалист регионального представительства на Северо-Западе Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Константин Шаршаков. <BR>Противоречие данных компании "БИНК" и ASMAP, возможно, разрешается тем, что на российских перевозчиков приходится только 27% рынка. Остальную часть занимают иностранные компании. <BR><BR><B>На Запад</B><BR>Поток вывозимых из региона товаров перераспределился в сторону стран с развитой экономикой. "Кризис захватил не только Россию, но и почти всю мировую экономику. Западные страны при этом пострадали меньше", - объяснил направленность экспортных поставок Юрий Ерофеев.<BR>Данных об объемах экспорта в октябре-ноябре пока нет. Однако перевозчики и экспедиторы, опрошенные корреспондентом "ДП", говорят об увеличении экспортных поставок из региона. Правда, этот рост они оценивают по-разному. Основу экспорта по-прежнему составляют сырьевые товары. <BR>"Из России вывозить за рубеж по большему счету нечего, кроме сырья. По нашим данным, экспорт в последние месяцы вырос, но немного. Чуть больше стали вывозить, например, лес", - говорит заместитель директора компании "Внештерминал-Юг" Олег Нев. <BR>На поставке за рубеж высокотехнологичной продукции девальвация российской валюты пока не сказалась. <BR>"В бизнесе, связанном с высокими технологиями, от момента заключения договора до первых поставок иногда проходят годы. Положительные результаты девальвации в этом секторе экономики мы сможем увидеть не скоро", - говорит генеральный директор Ассоциации экспортеров продукции высоких технологий Сергей Киракозов.<BR>"Экспорт увеличился значительно. Возможно, раза в полтора в последние 2 месяца. Поскольку импорт стал невыгодным для предпринимателей, многие компании из импортеров стремятся переквалифицироваться в экспортеров. <BR>Не исключено, что вывоз продукции за рубеж из региона возрастет еще больше. После девальвации к нам за помощью обращаются многие предприятия. Они хотят расширить географию сбыта на мировом рынке или впервые выходят со своей продукцией за рубеж. Однако продвигать российские товары на Западе сложно. <BR>Не всякий потенциально конкурентоспособный отечественный продукт сможет найти свою нишу. Западные страны проводят жесткую протекционистскую политику", - говорит Юрий Ерофеев.