Горожане пьют и курят вопреки кризису

На водочном рынке произошла смена лидера: согласно данным опроса, проведенного Санкт-Петербургским социологическим научно-исследовательским центром (СНИЦ) в октябре 1998 года, первое место в рейтинге популярности марок водки заняла водка "Санкт-Петербург"

<BR><BR>На водочном рынке произошла смена лидера: согласно данным опроса, проведенного Санкт-Петербургским социологическим научно-исследовательским центром (СНИЦ) в октябре 1998 года, первое место в рейтинге популярности марок водки заняла водка "Санкт-Петербург". <BR>"Наша водка", занимавшая первое место осенью 1997 года и весной 1998 года, сейчас оказалась на четвертой позиции. В отчете СНИЦ отмечается, что по итогам нынешнего опроса "Наша водка" поделила с "Московской" второе место среди покупок некачественной водки. Впрочем, социологи заявляют, что выявление причин падения (или роста) популярности какой-либо марки требует проведения специальных исследований.<BR>Исследование проводилось в октябре 1998 года путем телефонного опроса 1810 респондентов старше 17 лет.<BR><BR>Руки тянутся к "Санкт-Петербургу"<BR>Рейтинг любимых, по данным СНИЦ, водочных марок представлен в таблице. Правда, 19,5% опрошенных затруднилось назвать любимую марку, а 7% - уверено, что любимой марки у них просто нет.<BR>При этом водка "Санкт-Петербург" лидирует как по фактам ежедневных покупок, так и по предпочтениям. <BR>Так, на момент проведения опроса выяснилось, что 16,5% респондентов, покупавших в течение последних 2 дней водку, приобрели именно "Санкт-Петербург". На втором месте - "Русская" (12,4%), далее следуют "Столичная" (11,3%), "Наша водка" (9,3%), "Московская" (6,2%).<BR><BR><B>Слово специалистов</B><BR>"ДП", в свою очередь, поинтересовался у самих компаний, работающих на алкогольном рынке (производителей и оптовиков), какую марку водки они считают самой популярной в Петербурге. При определении первой позиции мнение было единодушным и, кстати, полностью совпало с пристрастиями потребителей: это водка "Санкт-Петербург". <BR>Зато дискуссия о претендентах на вторую ступень "водочного" пьедестала почета получилась бурной. "Когда-то Хазанов говорил про эстрадных певиц: сначала идет Пугачева, потом очень долго никого нет, а дальше все сразу. Так и в этом случае", - заявил директор по маркетингу ООО "Русская вино-водочная компания" Герман Климовский. В результате участники алкогольного рынка назвали в качестве "вторых" несколько водочных марок: "Пятизвездную", "Синопскую", "Нашу водку", "Столбовую", а также ряд водок производства ООО "ЛВЗ "Петровский".<BR>Впрочем, узнав, что потребители думают несколько иначе, специалисты не растерялись. "Мы как-то проводили социологическое исследование по водкам дороже 40 рублей. И 40% потребителей на вопрос, какую водку они пьют, назвали "Абсолют". Но ее нельзя назвать суперпопулярной с точки зрения продаж! Это спонтанные ответы, которые первыми приходят на ум", - убежден Герман Климовский.<BR><BR><B>Ларьки для молодых</B><BR>Исследование СНИЦ в определенной мере опровергает расхожее мнение о том, что покупают водку чаще всего на рынках и в различных ларьках-павильонах.<BR>Каждый четвертый покупатель водки (а точнее - 25,6%) приобретает спиртное в обычных продовольственных магазинах. Что же касается ларечно-рыночных покупок - их совершают лишь 10,8% граждан. При этом под гражданами понимается не все население Петербурга, а лишь та его часть, которая покупает водку (это 1,359 млн человек).<BR>Чаще других идут за водкой в ларьки-павильоны граждане в возрасте 18-24 года и 50-59 лет. Женщины предпочитают покупать крепкие спиртные напитки в обычных продовольственных магазинах (32,8% покупательниц поступают именно так), мужчины - в винно-водочных (22,5%).<BR>Граждане с ежемесячным доходом на члена семьи свыше 1,2 тысячи рублей чаще всего покупают водку в фирменных винно-водочных магазинах (31%) или в универсамах-супермаркетах (27,6%).<BR><BR><B>Главное - не переплатить</B><BR>Социологи попытались дать ответ на один из главных российских вопросов - сколько должна стоить водка, по какой максимальной цене могут сегодня покупать пол-литровую бутылку? Почти четверть респондентов (24,7%) выбрала ценовой интервал 26-30 рублей. Менее 15 рублей за бутылку готовы заплатить 4,2%, более 50 рублей - 1,9%. Каждый пятый (20,8%) оценивает свои финансовые возможности на уровне 31-40 рублей. Мужчины в среднем готовы выложить за бутылку больше, чем женщины, однако разница исключительно невелика: 27,68 рубля против 27,06 рубля. Дороже всех ценят водку - в среднем в 33,33 рубля - граждане 18-24 лет. Дешевле всех - 21,20 рубля - покупатели старше 60 лет.<BR>Что любопытно: служащие с высшим образованием могут заплатить в среднем за пол-литровую бутылку 34,09 рубля, в то время как бизнесмены - 27,33 рубля! Столь же скупы и представители категории "руководители всех уровней": их средняя максимальная цена - 27,74 рубля.<BR>Рост максимальной цены происходит значительно плавнее роста доходов: в группе с доходами менее 300 рублей в месяц средняя максимальная цена называется на уровне 26,14 рубля, а в группе, представители которой имеют ежемесячный доход свыше 1,2 тысячи рублей, - 36,44 рубля. <BR><BR><B>Курим назло кризису</B><BR>Октябрьское исследование петербургского рынка табачных изделий показало: рост цен не изменил табачных пристрастий большей части петербуржцев.<BR>Перешли из-за дороговизны с сигарет с фильтром на сигареты без фильтра или папиросы лишь 19,4% всех опрошенных. В результате если до повышения цен сигареты с фильтром курили 29,6% взрослого населения Петербурга (1095 тысячи человек), то после подорожания - 23,9% (884 тысячи человек).<BR>Одновременно выросли доли потребителей сигарет без фильтра (с 1,6% до 3,9%) и папирос (с 4,4% до 7,4%). Кризис заставил сделать выбор в пользу более дешевых марок сигарет с фильтром 32% курильщиков. <BR>По результатам опроса СНИЦ, первое место среди любимых марок сигарет с фильтром занял L&M (17,7% курильщиков). Далее следуют North Star (12,1%) и "Петр I" (9,3%).