Монополистам предлагают быть человечнее

Кризис практически не коснулся взаимоотношений естественных монополистов с потребителями: потребители по-прежнему копят долги, монополисты в ответ прибегают к силовому давлению.

<BR><BR>Кризис практически не коснулся взаимоотношений естественных монополистов с потребителями: потребители по-прежнему копят долги, монополисты в ответ прибегают к силовому давлению.<BR>Разрекламированное летом этого года петербургской администрацией тройственное соглашение - монополист-потребитель-город так и не превратилось в реальный механизм решения проблемы неплатежей. "Ситуация в связи с кризисом только ухудшилась, - грустно констатирует заместитель председателя Комитета экономики и промышленной политики Валентин Занин. - Я даже не ожидал, что этот процесс окажется таким трудным".<BR><BR><B>Жизнь в долг</B><BR>"Долги потребителей как росли, так и растут. Сегодня общая сумма их задолженности составляет уже около 2 миллиардов рублей", - сообщил генеральный директор государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Феликс Кармазинов.<BR>В свою очередь, "Ленэнерго" заявило, что его дебиторская задолженность "едва заметно, но снижается". Правда, оговорив тут же, что нынешний период - не самый показательный: недавно начался отопительный сезон. Тем не менее, по данным на 10 ноября, долг петербургских потребителей перед "Ленэнерго" за тепло и электричество вплотную приблизился к 1,2 миллиарда рублей. Плюс около 120 миллионов рублей - областная задолженность.<BR>"Основная доля долгов приходится на предприятия, финансируемые из местного и федерального бюджетов", - уверяет директор по сбыту и работе с потребителями ОАО "Ленэнерго" Владимир Федоров. С ним солидарен и Феликс Кармазинов: "Около 80% всей задолженности - неплатежи бюджетных предприятий и организаций, в основном социальной сферы".<BR>По словам генерального директора "Водоканала", в бюджете-98 на оплату бюджетными организациями услуг по водоснабжению и канализации было выделено всего 19% от реальных потребностей: "Эти деньги мы почти все получили. Остальное - долг".<BR>Представители "Ленэнерго" уверяют, что бюджетное финансирование в 1998 году обеспечивало лишь около 30% энергии, потребляемой предприятиями, получающими из бюджета деньги.<BR><BR><B>Долг-репрессии-деньги</B><BR>Летом нынешнего года "Ленэнерго" проявило жесткость по отношению к некоторым бюджетным предприятиям, в частности поликлиникам и больницам, временно отключив за неуплату горячую воду. "В результате организации здравоохранения погасили львиную долю своих долгов", - отмечает Владимир Федоров. Этим медицинские предприятия выгодно отличаются от потребителей из сферы народного образования, которые по-прежнему платят плохо.<BR>"Мы социальную сферу не отключаем. Мы их воспитываем, упрашиваем, умоляем, предупреждаем. Но долги копятся", - констатирует Феликс Кармазинов.<BR>В отношении небюджетных потребителей монополисты ведут себя более жестко.<BR>"На наши отношения с потребителями кризис не повлиял - мы действуем, как и раньше, в рамках закона. Пытаемся разобраться в конкретных ситуациях, в которых оказываются потребители. Ведь даже должники остаются нашими клиентами", - говорит Владимир Федоров. Однако одними разговорами дело не заканчивается - злостных неплательщиков отключают.<BR>По словам Владимира Федорова, на начало ноября "Ленэнерго" отключило или ограничило энергию примерно на 800 предприятиях.<BR>"Я - ярый противник отключений. Ими занимаются сотрудники "Водоканала", которые должны были бы заниматься ремонтом, - других-то людей нет. Кроме того, бывает просто по-человечески жаль тех, кого отключаем", - уверяет Феликс Кармазинов. Тем не менее он признает эффективность подобных действий: "Я не буду называть цифры - сколько платят предприятия после отключения. Но это очень много: эти деньги позволили "Водоканалу" прожить не один месяц. Особенно эффективно бывает отключение не воды, а канализации - платят вообще без разговоров".<BR>Владимир Федоров также подтвердил корреспонденту "ДП" наличие причинно-следственной связи между отключением и перечислением денег.<BR><BR><B>Лучше по-хорошему</B><BR>Летом 1998 года администрация Петербурга предложила новый вариант решения проблемы с неплатежами, разработав специальное тройственное соглашение (с участием города, монополистов и предприятий-потребителей). Предполагалось, что, подписав такое соглашение, предприятие принимает на себя обязательство по своевременной оплате текущего потребления. Задолженность же при этом бы реструктуризировалась - с условием постепенного ее погашения.<BR>Однако сегодня подобные соглашения заключил только "Водоканал" (в них участвуют около 40 предприятий). "Мне нравится это соглашение. В каждом конкретном случае вопросы погашения задолженности решаются отдельно - единого алгоритма здесь нет, - заявляет Феликс Кармазинов. - Есть соглашения, заключенные по нашей инициативе. Есть - по инициативе предприятий. Хотя предприятия могли бы быть и поактивнее".<BR>"Здесь имеет значение еще и человеческий фактор: если с руководителем предприятия говорить по-хорошему, он находит резервы", - уверен Валентин Занин.<BR>"Ленэнерго" подобные соглашения пока не подписывает. "Этот вопрос - в стадии обсуждения. Он многих сторон касается", - объясняет Владимир Федоров.<BR>"Работа идет. Появилось взаимопонимание с газовиками. Работаем с ГП "ТЭК СПб" - в отношении этого монополиста даже готовится специальное распоряжение губернатора. Процесс, конечно, затянулся до безобразия, но я убежден - подобная схема выгодна для всех", - верит в успех Валентин Занин.