00:0016 ноября 199800:00
684просмотров
00:0016 ноября 1998
Последние месяц-два работа генерального директора Аркадия Кобицкого связана с постоянными разъездами по стране: дела требуют его личного участия.
<BR><BR>Последние месяц-два работа генерального директора Аркадия Кобицкого связана с постоянными разъездами по стране: дела требуют его личного участия.<BR>Состояние ЛОМО, по словам генерального директора, нельзя назвать радужным, но все же предприятия-экспортеры оказались в более выигрышном положении. <BR>"Кризис даже в чем-то помог экспортерам, тем более что сейчас у нас почти нет рынка в России. Разумеется, разрушение банковской системы отрицательно сказывается на работе, возникают проблемы с платежами и кредитами. Первое, что мы предприняли в момент кризиса, - перевели ряд производств из филиалов на основную территорию, а те помещения сдали в аренду и теперь получаем "живые" деньги. То же самое делаем с другим имуществом: продаем то, что пока не можем содержать, - социальные объекты.<BR>Дешевые и простые изделия, к сожалению или к счастью, перестали быть конкурентоспособными. Так что постепенно мы углубляемся в высокие технологии, выпуская более серьезную, наукоемкую продукцию".<BR><BR><B>Ожидания</B><BR>Генеральный директор отвечает за все, и у него нет никаких оправданий, почему тот или иной вопрос не решен. От директора ждут не объяснений - "почему", а ответа, когда и как проблема будет решена, например выдана зарплата. "Мы возвращаемся к "панфиловской" школе ответственности руководителей: любой мой заместитель или начальник крупного звена имеет личный план работы на квартал, причем ставятся требования: реальность и конкретность задач, обязательность их выполнения.<BR>Это сейчас мы работаем с 30 странами. А в первый год, когда открыли внешнеторговую фирму, создавали все с нуля: искали зарубежных покупателей, выясняли, какие изделия лучше предлагать. В 1992 году продукции на экспорт было продано на $80 тысяч, а в настоящее время экспорт занимает подавляющую долю продаж ЛОМО.<BR>Честно говоря, я не собирался становиться генеральным директором, рассчитывал продолжать коммерческое направление. Думаю, отчасти на решение совета директоров повлияло то, что у меня самый большой стаж работы на ЛОМО среди руководителей", - рассказывает Аркадий Кобицкий. <BR><BR><B>Династия</B><BR>"Твердой уверенности в том, что обязательно когда-нибудь стану генеральным, скорее всего, не было, но желание - да. Иногда чувствовал, что перегоняю своих коллег, достигая определенного уровня, понимал - могу еще больше. Сыграл роль и тот факт, что каждый ребенок из "ломовских" династий боялся опозорить своих родителей, делая свое дело плохо. Это помогает дисциплинировать и показать себя в деле".<BR>Аркадий Кобицкий - представитель одной из рабочих династий ЛОМО: общий стаж работы членов его семьи составляет более 200 лет. Он, как многие руководители на объединении, считает себя учеником бывшего главы ЛОМО Михаила Панфилова. <BR>"Про ЛОМО я узнал, когда мне было еще 7 лет, - здесь работали мои дед, бабушка, отец, мать, и я с малолетства готовился работать там же. В 14 лет поступил в Индустриальный техникум на специальность "монтаж и ремонт промышленного оборудования", окончил учебу и в 1966 году пришел на объединение слесарем механосборочных работ - в цех, где работал токарем мой отец. Через 10 месяцев меня назначили мастером в цех кинофотоаппаратуры, где трудились 1600 человек и где, как считаю, я и получил основную школу руководства.<BR>После службы в армии вернулся на ЛОМО мастером в цех звукоусилительной аппаратуры: этот цех производил оборудование для всех крупных концертных залов и кинотеатров страны, например Кремлевского Дворца съездов. Впоследствии я стал заместителем, а после окончания Инженерно-экономического института в 1978 году - начальником этого цеха. Тогда проходили соревнования на звание лучшего цеха в объединении, и мы, помню, несколько раз в год получали красное знамя. Я был самым молодым начальником цеха, что не характерно для ЛОМО: здесь на руководящих должностях работают долго".<BR><BR><B>Коммерция</B><BR>"Мне кажется, что уже в то время руководители почувствовали во мне коммерческую жилку. Начальник отдела комплектации предложил мне перейти к нему заместителем. Но вмешался генеральный директор, позвонил мне и сказал: "Слушай, Аркадий, зачем лезешь в коммерсанты? Ты сначала в производстве поработай". Он не без основания полагал, что стоящий руководитель обязательно должен пройти практическую школу".<BR>Хорошей "школой выживания" Аркадий Кобицкий считает работу в должности заместителя начальника производства ЛОМО, а затем - директора филиала.<BR>"Цех, в сущности, как отдельное княжество, а начальник там хозяин. А здесь за любые промашки твоих подчиненных бьют тебя. Требовалось выступать координатором деятельности цехов, корректировать их взаимоотношения, отвечать за многое, имея в то же время минимум прав.<BR>В 1983 году был построен филиал для выпуска товаров народного потребления - фотоаппаратуры, медицинской техники. Но затем, через несколько лет, ввели госприемку, и производство там встало. Так что в 1987 году меня бросили фактически на огонь: сначала поставили помогать прежнему директору, но это совсем разные вещи, когда советуешь или когда принимаешь решения сам. Постепенно навели порядок с дисциплиной, качеством, пригласили толковых руководителей, конструкторов. На филиале организовывали выездную торговлю, да такую, что все ЛОМО завидовало: в субботу и воскресенье устраивали ярмарки с танцами, песнями и блинами".<BR><BR><B>Учителя</B><BR>"Опыт руководства людьми я получил у хороших учителей. Кроме того, производство "крупной серии" дает невероятно сильную школу управления. Любой руководитель должен знать человека, чтобы определить, каким методом от него можно добиться большего - обласкать или подтолкнуть. Честно говоря, этому трудно учиться, знание приходит со временем.<BR>В 1989 году стал заниматься коммерческой стороной деятельности завода: приходилось восстанавливать разрушенную структуру сбыта, решать проблемы с платежами - тогда что-либо можно было взять только по бартеру, реальных денег никто не платил. Конечно, это был кошмар, полная неразбериха, но зато интересно, мне всегда нравилась такая работа". <BR>Аркадий Кобицкий отмечает, что за 32 года у него сложился такой ритм работы, что на увлечения и хобби трудно выделять время. "Можно сказать, что я "болен" автомобилями, раньше занимался спортом. Зато теперь у нас появилась новая традиция - всем коллективом регулярно раз в 3 месяца ходим в театры. Очень любим БДТ - это вообще "придворный" театр, которому объединение помогает", - улыбается Аркадий Кобицкий.