Потребители набрали бумаги впрок, и рынок встал

Руководители фирм, поставляющих на петербургский рынок бумагу, отмечают, что в сентябре, когда бумагу можно было купить по докризисным ценам, объемы продаж подскочили в 2-3 раза. В октябре спрос на некоторые виды бумаги упал до нуля.

<BR>Руководители фирм, поставляющих на петербургский рынок бумагу, отмечают, что в сентябре, когда бумагу можно было купить по докризисным ценам, объемы продаж подскочили в 2-3 раза. В октябре спрос на некоторые виды бумаги упал до нуля.<BR>Резкий скачок спроса в начале кризиса отмечают почти все поставщики. Полиграфисты запасались газетной и офсетной продукцией, магазины и офисы - чековой лентой, бумагой для принтеров, факсов, ксероксов, торговые предприятия и частные граждане скупали санитарно-гигиеническую бумагу.<BR><BR><B>Кто выиграл</B><BR>Покупательский бум сыграл на руку тем компаниям, которые нашли возможность ни на день не приостанавливать продажи. Начальник коммерческого отдела компании "ЭКОРТ СПб" Николай Стругов оценивает ситуацию положительно: "Мы, например, от кризиса только выиграли. В сентябре многие фирмы, покупающие офисную бумагу, оказались в ситуации, когда их поставщики просто закрыли свои двери. Мы не приостанавливали свою работу, в результате сегодня количество наших клиентов возросло на 15%".<BR>Менеджер по маркетингу "Концерна ТГР", поставляющего санитарно-гигиеническую бумагу, Виталий Воронин соглашается: "Нас удивило то, что в сентябре к нам пришли не только мелкорозничные торговцы, но и несколько достаточно крупных клиентов, которые до этого вообще не закупали такую продукцию".<BR>Директор ЗАО "Невская бумага" Ольга Орлова отмечает, что в сентябре повысился спрос на газетную бумагу.<BR>Менеджер по маркетингу компании "Парус" Кирилл Усов констатирует: "В октябре почти по всем позициям спрос снизился. И только на упаковочную бумагу остался более-менее стабильным". <BR>По словам Ольги Орловой, клиенты ее компании неплохо покупают упаковочный картон. <BR>Николай Стругов отмечает, что офисы и магазины по-прежнему достаточно активно заказывают расходные бумажные материалы. <BR><BR><B>Импорт-экспорт</B><BR>По оценкам специалистов, до кризиса около 70% офисной бумажно-беловой продукции, продаваемой в Петербурге, составлял импорт. Осенью доля импорта сократилась до 55%, а 45% покрывается отечественными производителями.<BR>По мнению Николая Стругова, учитывая имеющиеся мощности, отечественные ЦБК могли бы контролировать 60-70% рынка бумаги только в Петербурге. Однако в ближайшее время этого, скорее всего, не произойдет.<BR>"Во-первых, отечественные промышленники по качеству все-таки не догоняют европейских производителей. Например, светогорская форматная бумага для принтеров и копировальных аппаратов подходит не для всякой импортной техники, - поясняет он. - Во-вторых, российские ЦБК уже сейчас повысили цены на сырье - в начале ноября разница в цене на российскую и импортную продукцию составляла только 1,8%. И потребитель, конечно, предпочитает импортную бумагу. А термобумагу для кассовой ленты и факсов в России вообще пока не производят".<BR><BR><B>Издатели затянули пояса</B><BR>В октябре на рынке наступил спад, по ряду позиций переходящий в "мертвый сезон". Наиболее пессимистично настроены поставщики бумаги для полиграфии. По словам Ольги Орловой, в октябре упал как спрос, так и предложение. "Наши основные клиенты - издательства снижают объемы производства. А отечественные производители бумаги теперь предпочитают экспортировать свою продукцию", - объясняет она.<BR>Директор по маркетингу АО "Светоч" Владимир Гаврилов отмечает, что петербургские издатели стали менее требовательны к качеству бумаги: "Многие отказались от мелованной бумаги и теперь приобретают у нас офсетную матовую вместо глянцевой. На мелованной продолжают выходить только такие имиджевые издания, как "Иномарка", "Ваш отдых", "Ваш дом", "Оружие"". <BR>По словам Владимира Гаврилова, в большей степени кризис подкосил те издания, которые традиционно выходили на офсетной и газетной бумаге отечественного производства: комбинаты подняли цены на нее в 2 раза. <BR>Большинство поставщиков перестали предоставлять покупателям скидки и отгружают товар только после предоплаты. Причем как комбинаты, так и оптовики устанавливают цены в у.е., работая по курсу ЦБ (динамику роста цен см. в таблице).<BR><BR><B>Есть шанс</B><BR>Кризис пошатнул позиции мелких игроков рынка, которые получали бумагу как сырье и занимались ее нарезкой, фальцовкой, упаковкой. То есть изготавливали небольшие партии бумажной продукции. Прежде ЦБК тоже занимались таким производством, но оставляли ценовую нишу и для мелких производителей. Теперь игра с ценами приобрела жесткий характер.<BR>В выигрыше оказались те оптовики, кто работает с комбинатами напрямую. А больше всего выиграли сами производители, имеющие свои маркетинговые структуры.<BR>Например, поставщики санитарно-гигиенической бумаги, закупающие сырье у отечественных ЦБК, сетуют на то, что комбинаты демпингуют. Цены на рулоны собственного изготовления снижают, а расценки на сырье для сторонних производителей поднимают. <BR>И тем не менее большинство оптовиков считает, что предубеждение потребителей по отношению к отечественной бумаге удастся преодолеть не скоро. Это потребует не только перехода на современное оборудование и сырье, но и значительных усилий по пропаганде отечественной продукции.(А.Н.)