00:0026 октября 199800:00
12просмотров
00:0026 октября 1998
Петербургский морской порт - стратегический транспортный узел Северо-Западного региона и всей России. И от политики Балтийской таможни не в последнюю очередь зависит привлекательность порта для грузовладельцев.
<BR><BR>Петербургский морской порт - стратегический транспортный узел Северо-Западного региона и всей России. И от политики Балтийской таможни не в последнюю очередь зависит привлекательность порта для грузовладельцев. <BR>Новый начальник Балтийской таможни Александр Пучков отвечает на вопросы корреспондента "ДП".<BR><BR>- Какую задачу Вы ставите перед Балтийской таможней?<BR>- Сделать так, чтобы Петербургский морской порт стал самым большим портом в европейской части Российской Федерации. Сейчас грузы идут мимо - в Котку, Хельсинки, Эстонию, Латвию, затем перегружаются на грузовики. Но если финский транзит, по крайней мере, честно доходит до места, где растаможивается, то с прибалтийским все не так просто. Грузовики идут через прозрачные границы с Белоруссией... Государство теряет деньги не только на пошлинах, НДС, но и на транзите. <BR>Поэтому задача на сегодня - сделать таможенный контроль на Балтийской таможне таким, чтобы для честных фирм это было удобно. Срок растаможивания грузов не должен превышать одни сутки. <BR> С 1 января 1999 года вступает в силу приказ о таможенном брокере. За декларирование будут отвечать генеральные декларанты - брокеры. Надо четко разделить функции: оформление - это вопрос декларанта, а таможня - контролирующая организация. В первую очередь будем опираться на тех декларантов, которые долго работают, не имеют нарушений плюс обладают собственностью.<BR>Кроме того, есть идея, как разгрузить порт от контейнеров, которые лежат уже не один год. <BR><BR>- Что сегодня препятствует привлечению грузов в порт?<BR>- Решения, например по таможенной стоимости, принимаются на вышестоящем уровне. А вышестоящий уровень смотрит "среднюю температуру по палате". Но есть разница - покупает коммерсант, например, грузовик бананов или целый пароход.<BR>Тут два пути - либо установление комбинированных ставок, чтобы пошлина бралась с единицы веса, либо должен быть нижний предел стоимости, который переступать нельзя. Но самое главное - чтобы решение о стоимости принималось на таможне. ГТК сейчас думает, как упростить этот порядок, и решение вот-вот должно быть принято.<BR>Беда в том, что коммерсанты не имеют возможности планировать свою работу. Когда они везут товар, они еще не знают, что им скажут и по какой стоимости разрешат растаможить.<BR><BR>- Инициатив всегда было много, но порт так и не стал привлекательным.<BR>- Он стал одно время привлекательным. Именно поэтому Балтийская таможня вышла не только на второе место среди таможен Северо-Западного региона по платежам, но даже почти на первое. К сожалению, затем - где-то полгода назад - процесс пошел в обратную сторону. Причина в том, что возникла система контроля таможенной стоимости сверху - из управления. <BR>В результате груз, который ушел в Прибалтику, вообще пошел по "черному" варианту. Случилась старая российская беда - расставив лишние барьеры на пути пусть даже "сероватых" коммерсантов, мы переделали их в "черных". <BR><BR> - Коммерсанты до сих пор предпочитают растаможивать груз в Москве, а не в Северо-Западном регионе. Почему?<BR>- Об этом говорилось и на последней коллегии, которая прошла 2 недели назад в Петербурге. Председатель ГТК Валерий Драганов поддержал идею создать условия, чтобы грузы растаможивались здесь. Но председатель Таможенного комитета решает проблемы и предполагает, как их будет решать, однако один в поле не воин. <BR>Растаможивать грузы надо в приграничных округах, как делается во всем мире. Что касается порта, это нужно делать прямо здесь, и тогда не будет никаких проблем с доставкой, перевозкой грузов. <BR>Но, понимая это, многие этого не хотят. Очень большое количество экономической контрабанды уходит именно на моменте доставки. Или груз не приезжает, или уезжает водка, а приезжает горошек. <BR>В Москве, на мой взгляд, как это ни обидно кому-то покажется, таможни вообще существовать не должно, исключение - аэропорты. Я бы на месте Правительства даже ГТК в Петербург перевел. <BR>- Все оптовики ждали, что Правительство и ГТК снизят или отменят пошлины на ряд продуктов.<BR>- Отмены не произойдет. Потому что собирание пошлин - часть механизма работы таможенной системы. Пошлины могут быть безумно малы, но механизм сбора должен работать. <BR>Пересмотреть тариф - ради Бога. В цивилизованных странах это делают раз в полгода.<BR><BR>Балтийская таможня создана в 1992 году. В зоне деятельности Балтийской таможни находятся четыре самостоятельных порта: Морской порт СПб, Петролеспорт, Речной порт Северо-Западного пароходства, Кронштадтский морской порт. Численность сотрудников Балтийской таможни - около 600 человек. За первое полугодие 1998 года товарооборот грузов через Балтийскую таможню составил $1479 млн. В федеральный бюджет перечислено 2,4 млрд рублей.