Эмоции мешают менеджеру

Елена Петрова, психолог и независимый консультант по PR, анализирует влияние поведения руководства на ситуацию в фирме.

<BR><BR>Елена Петрова, психолог и независимый консультант по PR, анализирует влияние поведения руководства на ситуацию в фирме.<BR>Кризис имеет как минимум две проекции - экономическую и личностную. Наряду с влиянием объективных экономических процессов, каждый руководитель подвергается психологическому давлению - как извне, так и внутри фирмы, что существенным образом сказывается на последующих событиях в фирме. Помимо доводов разума на него влияют факторы, часть из которых, безусловно, деструктивна.<BR><BR><B>Выжить</B><BR>Выживание фирмы зависит от того, насколько лидер в состоянии адекватно учесть объективные экономические и психологические закономерности и принять наиболее сбалансированные решения. <BR>В деловой жизни интуиция составляет важную часть индивидуального стиля работы руководителя, на ней основано принятие решений в сомнительных ситуациях. Кризис, о котором интуиция "не предупредила", воспринимается как удар из-за угла, при этом страдает самооценка. В результате собственная растерянность транслируется на ситуацию в целом. <BR>Считается, что в биржевой игре 70% действий определяют личностные факторы и лишь 30% - экономические. Сейчас такое положение распространилось практически на все сферы. Состояние неопределенности ведет к упрощению поведения человека, при этом возрастает значение эмоциональных мотивов. Анализ поведения высших менеджеров позволяет сделать парадоксальный вывод: многие руководители по объективным или субъективным причинам представляли, что занимаются бизнесом немного "понарошку". К этому добавляется хроническое чувство вины, как следствие - ожидание наказания и готовность к неприятностям, парализующая волю к сопротивлению, поиску и проведению антикризисной стратегии. <BR>Другой момент - влияние "двойного сознания", которое выработалось в советское время: реальная хозяйственная деятельность организации резко отличается от той, что отражается в финансовых отчетах. Сочетание всех указанных факторов создает почву для нелогичного панического поведения директоров. Фирма ведет себя так, как будто хочет опередить надвигающиеся неприятности: сотрудники увольняются, бизнес "съеживается". Антикризисные мероприятия требуют от руководителя последовательности и "душевного спокойствия". Нужно четко представлять, что именно в сложившейся ситуации определяется объективными экономическими законами, а что - интуитивным представлением. Понять, с чем останется руководитель, если откажется от общих стандартов".