Кризис лечат по проверенным рецептам

"Это же абсолютно разные кризисы, как можно их сравнивать!" - удивлялись поначалу представители петербургской элиты в ответ на просьбу "ДП" сравнить действия городских властей в 1991-1992 годах и сейчас.

<BR><BR>"Это же абсолютно разные кризисы, как можно их сравнивать!" - удивлялись поначалу представители петербургской элиты в ответ на просьбу "ДП" сравнить действия городских властей в 1991-1992 годах и сейчас.<BR>Однако, сравнивая, все-таки находили в этих действиях общее. Хотя кризисы, действительно, разные.<BR><BR><B>Сравним условия</B><BR>Жизнь в начале 90-х строилась по нехитрой схеме: дефицит-очереди-карточки-очереди-гуманитарная помощь-очереди. Сегодня из данного перечня в наличии пока лишь некоторый дефицит. Иногда - очереди. Плюс разговоры о возможной гуманитарной помощи.<BR>"Сравнивать эти кризисы могут лишь дилетанты, для которых вся экономика - на прилавке магазина, - считает Сергей Покровский (в начале 90-х занимал пост первого заместителя Ленгорисполкома, затем - председателя Комитета по продовольствию петербургской мэрии. - Н.И.). - В 1991-1992 годах люди все сметали с прилавков, зная: цены отпустят. Они понимали, что происходит. Сегодня товар на складах есть, но его владельцы ждут, что дальше будет".<BR>"С 1991 года Россия потеряла больше половины своего ВВП. Приобрела государственные долги. Это, конечно, ухудшает ситуацию. Но, с другой стороны, прошел становление частный сектор. Что скажется сильнее - падение реального производства или выживаемость рыночных механизмов?" - размышляет первый вице-губернатор Игорь Артемьев.<BR>"Это и разные кризисы, и разные люди. В 1991-1992 годах ситуация была крайне неопределенной, постоянно ухудшающейся. С другой стороны, во власть тогда пришли люди, которые ощущали себя спасителями отечества. Сейчас у власти - люди более прагматичные", - говорит руководитель петербургского бюро Международного института маркетинговых исследований "ГФК МР Россия" Владимир Сократилин.<BR>Однако антикризисные рецепты сегодняшних прагматиков в большинстве своем - адаптированный опыт выживания их предшественников.<BR><BR><B>За зоной - зона</B><BR>В начале 90-х стратегическая мечта была одна, но большая: превратить Петербург в свободную экономическую зону.<BR>Сегодня городские власти пытаются представить Петербург неким финансово-экономическим оазисом в общероссийском кризисе: потенциальным инвесторам показывают городской бездефицитный и прозрачный бюджет (самый толстый - по количеству страниц - в России!); для них придумывают новые законопроекты, последовательно превращающие Петербург в небольшую "оффшорную зону".<BR>Идея, если не вдаваться в подробности, та же, что и в 1991-1992 годах: сделать город как можно более привлекательным для инвесторов. Которые помогут пережить любые кризисы.<BR>Желание одно, реализация - разная. Тогда, в начале 90-х, город пытался протолкнуть свою мечту через Москву, используя в том числе общероссийский политический авторитет мэра Анатолия Собчака. В структуре городской администрации был создан даже специальный комитет - по развитию свободной экономической зоны. Параллельно в моду вошли разговоры о петербургской самобытности и необходимости дистанцирования от Москвы. Началась PR-кампания по превращению Петербурга в финансовый центр.<BR>Сегодня городская администрация создает "петербургский оффшор", используя в основном внутренние резервы, благо такие резервы уже имеются. Вновь активизируется борьба с центром за увеличение "городской" доли собираемых налогов, а также за передачу местным властям дополнительных полномочий по распоряжению имуществом.<BR><BR><B>Сбили панику</B><BR>В начале 90-х защищать надо было население - больше, собственно, и некого было. Сегодня защита населения по-прежнему актуальна. Но само население стало неоднородно: часть его занимается бизнесом. А интересы бизнеса в кризисной ситуации не во всем совпадают с интересами "просто населения".<BR>Петербургская администрация образца 1998 года предпочла пойти проторенным путем: защищать "просто население". Появились распоряжения губернатора о лицензировании оптовиков, об ограничении торговых наценок на социально значимые товары.<BR>"Люди ждали этих мер. И меры были оправданны. Политически очень важно было сбить панику. Теперь надо возвращаться на рыночные механизмы", - считает Игорь Артемьев.<BR>Впрочем, по его словам, Владимир Яковлев и в разгар кризиса не забывал про рыночные механизмы: "Было решено, что систему государственной централизованной закупки продовольствия сегодня нужно развивать только как параллельный вариант. На случай, если что-то произойдет с рынком".<BR>Бизнес, однако, отреагировал на заботу властей достаточно жестко: в суд и прокуратуру посыпались протесты коммерсантов.<BR><BR><B>Мы - не Москва</B><BR>Представители петербургского бизнеса, по большому счету, и не рассчитывали на какую-либо поддержку городской администрации. "Никто не говорит - мы в ужасном кризисе, и если бы губернатор сделал для нас то, то и то, мы были бы ему крайне благодарны и везде бы его поддерживали", - размышляет Владимир Сократилин.<BR>И в этом - одно из отличий Петербурга от Москвы: московские власти, публично декларируя меры антикризисной защиты населения, параллельно не забывали и про поддержку бизнеса (оперативно добившись разрешения на увеличение лимитов наличных расчетов, дав право официально устанавливать цены в у.е. и так далее). Юрий Лужков с коллегами пытались создать видимость, что защищают всех. В Петербурге решили сосредоточиться на защите граждан от "монстров капитализма".<BR><BR><B>Без карточек обойдемся</B><BR>В ряде регионов в последние недели всерьез заговорили о возможности введения карточек на продовольствие. "Карточки - это убожество. Они создают искусственный спрос: каждый старается их отоварить вне зависимости от того, нужны ему данные продукты или нет", - убеждает Сергей Покровский.<BR>Нынешняя администрация Петербурга пока не рассматривает переход к карточной системе в качестве антикризисной меры. Вместо этого власти пытаются создать региональный продовольственный фонд, чтобы с его помощью обеспечить продуктами бюджетные организации. Обнародована идея организации в городе сети "народных магазинов" для малообеспеченных - торговых точек с "государственными" ценами на основные продукты питания.<BR><BR>Городские власти в условиях кризиса могли бы сделать больше, чем просто заняться регулированием цен на хлеб и молоко. У Петербурга есть ресурсы, которые с началом кризиса никуда не делись, прежде всего - уникальное географическое положение города. Однако администрация предпочла воспользоваться старым, проверенным рецептом (им, кстати, воспользовалось и само население) - создание запасов всего и вся.<BR>Администрация не призвала в союзники по поиску антикризисных мер городской бизнес - бизнес, в свою очередь, от администрации этого и не ждал.<BR>Наконец, еще одно обстоятельство роднит события начала 90-х годов с нынешними: и тогда и сейчас кризис показал, что в Смольном нет единой команды. А в результате нет и единой программы преодоления кризиса.