Продавцы бытовой техники готовы торговать черно-белыми телевизорами

В редакции "ДП" собрались за "круглым столом" руководители крупных петербургских компаний, торгующих аудио-, видео-, бытовой техникой, и представители западных фирм-производителей.

<BR>В редакции "ДП" собрались за "круглым столом" руководители крупных петербургских компаний, торгующих аудио-, видео-, бытовой техникой, и представители западных фирм-производителей. <BR>И продавцы, и производители аудио-, видео-, бытовой техники, в общем-то, далеки от паники. Чуть иронично, чуть бесшабашно они говорили, что готовы торговать не только "ведрами с моторчиками" (стиральными машинами "Малютка"), но и черно-белыми телевизорами, если будет потребительский спрос. <BR>Да, констатировали они, рынок сузится до уровня начала 90-х годов. Количество магазинов, торгующих техникой в Петербурге, сократится с нынешних 300 до 20-30. И добавляли, что к ситуации 1992 года подойдут с опытом и уровнем 1998 года, а это уже совсем другое дело. "Мы не просим, чтобы государство нам помогло. Только бы не мешало. Тогда можно сообща приспособиться и выжить", - единодушны продавцы бытовой техники.<BR>Владимир Сократилин:<BR>За рубежом кризис в России активно обсуждается, и прогнозы, которые делают специалисты, варьируются от плохих до очень плохих. <BR>На наш взгляд, кризис опасен не столько социальными, сколько психологическими последствиями. <BR>Государственные власти озаботились поиском врагов. Сегодня розничных продавцов бытовой техники обвиняют в завышении цен. Хотя цены растут оттого, что объем продаж снижается, а издержки продавцов остаются прежними. <BR>Государственные приоритеты - на стороне пищевой промышленности. А вы находитесь в невыигрышном положении спекулянтов. Не страшно, что именно вас-то и уничтожат в первую очередь?<BR><BR>Александр Свешников: <BR>Да как власти могут нас уничтожить? Мы всегда рассчитывали только на себя. Выживет тот, кто умеет считать, почем продавать товар, чтобы не быть в убытке, и как минимизировать свои расходы. <BR>Наши наблюдения показывают, что покупатель уже начинает оправляться от шока. Но теперь он тоже учится считать. И в первую очередь обращает внимание на цены. <BR>До кризиса мы предлагали потребителям и бесплатное подключение техники, и призы, и подарки, и безналичный расчет. Теперь доставка, наверное, останется бесплатной. Подключение станет платным. Но все это несущественно. <BR>Выживет только тот, кто сможет предложить покупателю наиболее широкий ассортимент и наиболее приемлемые для покупателя цены. <BR><BR>Андрей Мезгирев: <BR>Те, кто имеет прямую связь с производителями, умрут послед-ними. А может, и не успеют. <BR>Сейчас все ждут, пока курс доллара зафиксируется. Если это произойдет - торговля возобновится. Правда, рынок сузится, и мы вернемся на уровень продаж 1991-1992 годов. <BR>Понадобятся годы, чтобы этот рынок поднять. Но что произошло, то произошло. Наша задача - выжить, сохранить прежний сервис и уровень обслуживания клиентов. Будем расширять ассортимент. Кто-то все равно будет зарабатывать много - для них в продаже будет дорогая техника. Для тех, кто зарабатывает мало, будут в продаже дешевые плиты, дешевые миксеры и телевизоры. <BR>Мне вот недавно предложили стиральные машины "Малютка", они стоят в наше время 400 рублей... Почему бы и нет? <BR><BR>Андрей Риехакайнен: <BR>Я, например, оптовик, но мой прогноз не так печален. Мне кажется, в ближайшее время ситуация с долларом выровняется и мы начнем пополнять товарные запасы. Настрой наших региональных дилеров скорее положительный, чем отрицательный. <BR>Думаю, оптовая торговля не умрет. Товар будет продаваться на уровне 1996 года. Надо проявить активность, разобраться в том, что творится в регионах. Понять, кто из региональных клиентов будет дееспособен, и сделать на них ставку. На сегодня шок от розничных цен на технику есть у любого покупателя и исчезнет не скоро. Значит, надо начинать продавать конкурентоспособные отечественные товары. Технику не последнего слова, а образца 1993, 1992 года, и подешевле.<BR><BR>Илья Гамов: <BR>Все здесь присутствующие (фирмы) крепко стоят на ногах. В этой ситуации, думаю, никто из них умирать не собирается. Наоборот, надо развивать бизнес. Например, наша фирма создает новое структурное подразделение "Алеко-Стройсервис", и мы намерены заниматься не только продажей бытовой техники, но и строительством. <BR><BR>Дубинский Алексей: <BR>Мы тоже занимаем выжидательную позицию. Надеемся на лучшее, но прогнозируем, что стабилизации в ближайшее время не будет. Испытываем трудности, но уходить с рынка не собираемся. <BR>Сегодня наша основная задача - сохранить структуру и опыт, наработанный компанией. Для того, чтобы при стабилизации начать поддерживать торговлю. Все мы - и производители, и продавцы - зависим от потребительского кошелька. Какая продукция будет востребована, такую и будем поставлять на российский рынок. <BR><BR>Анна Букаринова: <BR>В данной ситуации западные производители находятся в положении сторонних наблюдателей, хотя достаточно тесно взаимодействуют с продавцами. Поскольку определяющий фактор цены нашего товара - курс доллара, мы испытываем те же проблемы, что и вы. <BR>Но смотрим на ситуацию оптимистично, верим в свои силы и в партнеров, с которыми мы сотрудничаем на этом рынке. Политика фирмы будет достаточно гибкой и будет адекватна той ситуации, которая сложится на российском рынке. Еще до кризиса велась речь о том, чтобы открыть производство плит марки Ariston в России. Этот проект никто не собирается закрывать. Рынок холодильников тоже достаточно перспективен. В планах все это есть... Однако пока нельзя определить сроки.<BR><BR>Александр Кинев: <BR>Я тут единственный представитель чисто розничной торговли и хотел бы обрисовать ситуацию. Поставки импортной техники снизились в несколько раз. Ушли в прошлое времена, когда нам предоставлялись кредиты и отсрочки по платежам. Оборотных средств не хватает. <BR>Но самая большая проблема - расчеты, которые мы вынуждены вести через банки. Осуществляя расчеты наличными деньгами, мы тут же становимся нарушителями закона. Значит, надо ждать пока стабилизируются банковская система и курс доллара.<BR>Я считаю, что надо работать напрямую с производителями. Но беда в том, что сейчас многие отечественные производители технически не способны работать на этом рынке. <BR>Да и у покупателя к товарам отечественного производства особого доверия нет. Но если российские производители смогут обеспечить рынок конкурентоспособной техникой, если хватит у них на это сил, средств и желания, - мы будем этой техникой торговать.<BR>