Экономические бури пощадят реальное производство

По мнению некоторых специалистов по инвестициям, ситуация дает повод для прогнозов не только пессимистических. Ведь в случае стабилизации экономики начнется бурное развитие нарождающегося в России рынка, на котором ходовым товаром является живая фирма с е

<BR>По мнению некоторых специалистов по инвестициям, ситуация дает повод для прогнозов не только пессимистических. Ведь в случае стабилизации экономики начнется бурное развитие нарождающегося в России рынка, на котором ходовым товаром является живая фирма с ее активами и пассивами. Живая - значит не бедствующая, а приносящая стабильный доход.<BR><BR><B>Реальный капитал</B><BR>Управляющий по инвестициям Российского технологического фонда Валентин Левицкий говорит: "Во время экономического кризиса нет смысла покупать компанию с финансовыми проблемами. Поэтому спрос будет на крепкие, работающие фирмы. А самым реальным капиталом в нашей стране должен стать бизнес, а не ценные бумаги типа ГКО или доллары. Работающий бизнес не подлежит девальвации".<BR>Генеральный директор Ассоциации консалтинговых фирм Леонид Ефимов дает осторожный, но в целом положительный прогноз: "О повышении спроса на бизнес говорить рано. Зато предложение возрастет почти наверняка: люди начнут продавать рентабельный до кризиса бизнес, не в силах справиться с ситуацией. А если обстановка начнет тяготеть к нормализации, появятся другие люди. Они захотят вложить капитал во что-то более реальное, чем ГКО". <BR>Торговля импортными товарами, скорее всего, перестанет быть источником больших доходов: покупательная способность населения уже сейчас не успевает за ростом курса доллара. "Зато возрастет рентабельность промышленных предприятий", - добавляет Леонид Ефимов.<BR><BR><B>Когда дела в порядке</B><BR>Одним из первых к пониманию, что такое цивилизованная торговля компаниями, пришел торговый бизнес. В недавнем прошлом - продажи магазинов Littlewoods, "Аякс-маркет". Самый свежий пример - торговая сеть "Мьюзик-шок", подготовленная к продаже в июле нынешнего года. Однако спрос на торговый бизнес, пусть и рентабельный, действительно начинает падать.<BR>Генеральный директор компании "Мьюзик-шок" Николай Елисеев полагает, что вскоре торговый бизнес вообще перестанет царить на рынке сделок с компаниями. Приходит время малых и средних производственных предприятий, в первую очередь пищевой промышленности, которые начнут пользоваться спросом.<BR>Желание вкладывать деньги в продуктивный бизнес продемонстрировало АО "Объединенный ломбард", распространив объявление о покупке ломбардного бизнеса. Первый заместитель председателя правления ОАО "Объединенный ломбард" Руслан Григорьев так комментирует решение своей фирмы: "Я знал одного американца, который за свою жизнь создал, а затем продал около 50 рентабельных ломбардов стоимостью от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. В принципе, технические условия позволяют нам заняться тем же. Однако владельцы малых ломбардов пока не проявляют желания продавать свой бизнес".<BR><BR><B>Экскурс в прошлое</B><BR>Несколько лет назад в продажу стали поступать закрытые фирмы (то есть ЗАО, ООО, ИЧП, ТОО), балансирующие на грани банкротства. Эта тенденция сохранялась до недавнего времени. Обычно такая компания, обладая активами и персоналом, работала себе в убыток. Владелец продавал ее с единственной целью - избавиться от лишних хлопот.<BR>Покупатель имел свой резон приобретать такое ЗАО или ТОО. Во-первых, под его эгидой можно было организовать совершенно новый бизнес. Во-вторых, фирма могла арендовать привлекательное муниципальное помещение в центре города, обладать выгодно расположенным магазином или ломбардом, оборудованными производственными площадями или складами.<BR>Председатель ОО "Санкт-Петербургское объединение купцов и предпринимателей" Александр Сапрунов поделился с "ДП" такими наблюдениями: "Сейчас фирму, обремененную финансовыми проблемами, продать достаточно трудно. В среде предпринимателей имеет хождение даже негласный "черный" список магазинов, покупать которые не стоит". <BR>По мнению Александра Сапрунова, бедствующие торговые фирмы и магазины находили спрос не только у крупных оптовиков и элитных кланов, создающих обширные торговые сети. Теневой бизнес также имел свой интерес к таким объектам. "Зачастую, присмотрев привлекательный магазин, испытывающий финансовые затруднения, потенциальный покупатель начинал "топить утопающего". Такая стратегия могла практически до нуля снизить стоимость выгодно расположенной торговой точки", - говорит он.<BR><BR><B>На ловца и зверь бежит</B><BR>В Петербурге пока нет специалистов, занимающихся изучением спроса на закрытые компании. Поэтому единственный способ купить или продать бизнес - громко заявить о своих намерениях. <BR>Продавец и покупатель находят друг друга на различного рода профессиональных тусовках, таких, как промышленные выставки, семинары, общественные объединения предпринимателей, а также в разделах объявлений или через естественных посредников: агентства по торговле недвижимостью, профессиональных консультантов и оценщиков.<BR>Генеральный директор Центра консалтинга и оценки Максим Крепак признает: "Оценка бизнеса - не та услуга, которая пользуется массовым спросом. Тому есть несколько причин. Одна из них - отсутствие достаточного количества таких сделок. Вторая заключается в том, что оценка рыночной стоимости бизнеса - довольно дорогая услуга, занимающая много времени - от 1 до 6 месяцев. Несколько большим спросом пользуются так называемые экспресс-оценки, результатом которых является справочный диапазон стоимости бизнеса". <BR>"Перепродажа российских компаний как бизнес останется уделом макроэкономики. Операторы этого рынка известны - здесь тон задают крупнейшие международные банки и инвестиционные фонды, такие, как Фонд Сороса или Европейский банк реконструкции и развития, а сделки совершаются в масштабах мира, а не отдельного региона страны", - отмечает Леонид Ефимов.<BR><BR>По данным Регистрационной палаты Петербурга, за 8 месяцев 1998 года 4830 предприятий внесли в свои учредительные документы изменения в связи с переменой собственника(ов) или перераспределением долей.(А.Н.)