Турфирмы Петербурга теряют клиентов

Cезонный спад продаж на туристическом рынке Петербурга в начале сентября обрел очертания обвала.

<BR><BR>Cезонный спад продаж на туристическом рынке Петербурга в начале сентября обрел очертания обвала.<BR>У небольших компаний клиентов почти нет, у крупных их количество снизилось до 3-4 человек в день. Они уже не надеются, что продажи вернутся к докризисному уровню. "Средний класс не сможет да и не захочет платить за путевки", - сокрушается Марина Белоусова, директор по продажам турфирмы "Балтика тур".<BR><BR><B>Потеряли - подсчитываем</B><BR>По разным оценкам, петербургские турфирмы только в первую неделю кризиса теряли от $50 тыс. до $500 тыс. каждая. В компании "Совет по туризму и экскурсиям" признались, что ежесуточно убытки составляют 10-15% от общего объема проданных путевок. Эти потери компании несут в связи с постоянным увеличением курса доллара. В отличие от авиакомпаний, которые все риски, связанные с долларом, возлагают на кошелек клиента, турфирмы доплачивают из своего кармана. "Клиенту, оплатившему путевку месяц назад, все равно, что сейчас мы вынуждены платить западным партнерам другие деньги", - говорит Тамара Колчина, директор фирмы "Турсервис".<BR>Практически полное отсутствие интереса петербуржцев к путешествиям больно бьет по крупным компаниям. "Мы оплатили чартеры, а теперь не можем набрать клиентов", - сетует Марина Белоусова. В "Совете по туризму и экскурсиям" чартеры на октябрь также сокращаются. <BR>В Северо-Западном региональном отделении Российской ассоциации туристических агентств (СЗ РАТА) считают, что теперь все зависит от авиаперевозчиков, от того, какую они займут позицию. Петербургские турфирмы работают в основном с "Пулково". "Пока никаких официальных заявлений авиакомпания не делала. Но надеемся, что они не будут раскачивать рынок", - говорит Сергей Корнеев, директор СЗ РАТА, вице-президент РАТА. <BR>Некоторые компании пытаются сохранить объемы продаж усиленной рекламой. Сотрудники фирмы "Евротур" обзванивают постоянных клиентов, сообщая о том, что компания жива и готова организовать тур. Причем некоторые клиенты рассматривают покупку тура как вложение обесценивающихся рублей.<BR><BR><B>Куда едем</B><BR>Спад на турпутевки, однако, никак не повлиял на продажи услуг по получению виз и заграничных паспортов. В некоторых компаниях спрос на визы возрос на 70%. "Люди открывают визы куда только могут - для перестраховки", - говорит Марина Белоусова. Производство паспортов также стало очень популярно. Однако турфирмы не могут делать больше паспортов, чем установлено ОВИР. "Теперь все стремятся сделать паспорта, так как их производство обойдется еще по старым ценам, госпошлины пока не подняли, а следовательно, делать сейчас паспорт дешевле, чем раньше", - говорит Сергей Корнеев.<BR>Практически не уменьшились пока и объемы въездного туризма. По прогнозам СЗ РАТА, именно въездной туризм станет основным направлением деятельности турфирм в ближайшее послекризисное время. "Несмотря на тревожные сообщения в западной прессе, поток туристов к нам не уменьшился", - утверждает Сергей Корнеев. Сегодня только около 20% фирм занимаются в основном въездным туризмом. В СЗ РАТА считают, что это соотношение очень скоро изменится.<BR><BR><B>Запас прочности</B><BR>В Комитете по туризму администрации Петербурга корреспонденту "ДП" сообщили, что о своем закрытии пока не объявлял никто. В СЗ РАТА говорят о том, что петербургские компании пока соблюдают договоренности и не оставляют туристов на курортах из-за неоплаты услуг западными партнерами.<BR>Крупные турфирмы все еще работают и предлагают туры, мелкие фирмы ждут, чем кончится кризис. Однако средств к существованию у них остается все меньше. Крупные компании столкнулись с тем, что средства на счетах в банках были заморожены. "По безналичному расчету мы сейчас не работаем, проводка денег очень медленная, практически все счета заморожены", - говорит Олег Афрамеев, генеральный директор фирмы "Евротур". Мелкие компании передают деньги заграничным компаниям наличными. В Петербург зачастили представители итальянских, болгарских и кипрских фирм, которые буквально "собирают" деньги за оплаченные туристами путевки в небольших фирмах.