Государственная поддержка выставок: видимость и реальность

Любая выставка - это финансовый риск и для организаторов и для участников.

<BR>Любая выставка - это финансовый риск и для организаторов и для участников. <BR>Нужна ли поддержка отраслевых выставок со стороны государства и в какой форме она сегодня нужна - об этом шел разговор за "круглым столом" в редакции "ДП". <BR><BR><B>Мы много не просим</B><BR>Андрей Бельков: Мой профиль - реклама. Выставкам трудно конкурировать с товарной рекламой. Особенно в наружной, где ХПО является монополистом по перетяжкам. Поэтому предлагаю городским властям рассмотреть вопрос о введении 50%-ной скидки на рекламу выставок в городских средствах массовой информации и в фирмах, занимающихся наружной рекламой.<BR>Сергей Соколов: Формы государственной поддержки выставок - организационно-информационная и финансовая. Первая - это открытие выставки членами правительства города, признание ее выставкой городского уровня. Финансовая поддержка нужна тем выставкам, которые по сегодняшней ситуации в России не могут быть рентабельными, например образовательные.<BR>Наталья Подколзина: Прежде всего поддержка нужна на федеральном уровне. Несомненно, поддержка нужна, и она есть и на городском уровне. Правда, пока она больше идет на уровне разговоров. В этом году мы утвердили перечень приоритетных городских выставок - он уже меньше, чем год назад. В июне экстренно собрали совет по выставкам и ярмаркам при администрации Петербурга, чтобы войти с суммированным предложением от всех комитетов администрации о финансировании из городского бюджета участия Петербурга в важнейших зарубежных выставках. Когда каждый комитет выступал отдельно, ничего из этого получалось. Я не уверена, что удастся внести в бюджет 1999 года статью расходов на эти цели. Но по крайней мере это будет первой попыткой совместного предложения фирм - выставочных операторов и комитетов администрации по участию города в зарубежных выставках.<BR><BR><B>Город как экспонент</B><BR>Евгений Горин: Наш фонд интересуют выставки промышленные (научно-технические) и имиджевые для города. Главное для нас, что в городе делается для процветания выставочной деятельности с этих позиций. Сразу хочу сказать, что выставка - коммерческий проект и как таковая в особой поддержке не нуждается. Обычно оператор планирует свой доход и делает ее интересной для всех.<BR>Другое дело, государству и городским властям интересно проведение выставок. Во-первых, вокруг выставок складывается и живет инфраструктура. Во-вторых, это имиджевые мероприятия. Вот с этих позиций город должен участвовать в процессе, и это будет проявляться как поддержка - финансовая помощь, особые скидки на рекламу, распоряжения администрации по выставкам и участие руководителей города в их открытии. Мы считаем, что городские власти пока мало реализуют эти возможности. Администрация должна работать как отдельный экспонент на важнейших выставках, и тогда вокруг нее будет формироваться вся инфраструктура выставки. Если администрация участвует как экспонент, тогда выставочному оператору становится на порядок легче жить и не нужно никаких распоряжений, никакой другой поддержки. По этому пути мы идем, например, на Ганноверской ярмарке. Хлебнув за 2 года проблем с участием в этой выставке, мы совместно с КВС составили план и схему работы по Ганноверской ярмарке 1999 года, согласовали у губернатора. По этому плану город должен стать основным участником экспозиции на этой ярмарке. <BR><BR><B>Не только на бумаге</B><BR>Олег Шость: Из того, что я услышал, меня обеспокоило, что администрация не будет больше выпускать распоряжений по отдельным выставкам. На мой взгляд, это неправильно. <BR>Самая необходимая поддержка - работа администрации на выставке. Не открытие выставки, хоть это и приятный момент для организаторов - пожать руку губернатору или вице-губернатору. А после этого никто из администрации на выставке не появляется. Участникам выставки важно, чтобы администрация во время выставки жила их чаяниями. А сейчас мы слышим от наших участников-производителей: "Мы администрации не нужны". Самое главное, что интересует выставочников из возможной поддержки - финансовый вопрос. О тех компенсациях выставкам, какие существуют в Германии, мы в России можем еще долго мечтать.<BR>Елена Поздеева: Со стороны городской администрации и правительства поддержка нашей ярмарки есть - и распоряжения выпускаются, и даже финансовая поддержка оказывается. Как бы жаловаться не на что. Хочу сказать по поводу рекламы. Выставка в "Ленэкспо" проходит прекрасно, а посетителей мало; участники приехали и просто сидят. Если проходит специализированная выставка, то и реклама должна идти целенаправленно. Например, на выставку вин нужно приглашать оптовиков, а не продавать билеты случайно зашедшим людям.<BR><BR>Либо деньги, либо "зеленую улицу"<BR>Алексей Яковлев: Если бы у нас не было поддержки от городских властей, то было бы плохо с организационной стороны, например по работе транспорта или со стороны ГАИ. Говоря о государственной поддержке выставочной отрасли в Германии, стоит отметить, что все выставочные комплексы принадлежат государству. А когда проходит крупная международная выставка, например "Зеленая неделя" в Берлине, то весь город только об этом и говорит, все рекламные места отведены под рекламу этой ярмарки. В нашей стране не осталось государственных выставочных комплексов. Другой момент - в российских условиях можно было бы использовать для поддержки выставок механизмы зачетов за энергию и другие ресурсы. Это помогло бы выставкам.<BR>Наталья Подколзина: Много говорят о фонде, в который будут собираться отчисления от участия в выставках. Мне кажется, что это было бы правильно, но лучше узнать об этом у выставочников. По моему мнению, лучше создавать специальный выставочный фонд, а не вводить для этого налог. Иначе возникнет вопрос, в какой бюджет пойдет этот налог и как оттуда получить деньги. Но пока никто за организацию фонда не взялся.<BR>Николай Питиримов: Раньше к выставкам относились как к смотру достижений народного хозяйства, а теперь это самый действенный барометр рынка. И он жестко показывает, что есть, может показать и бурю - то есть провал фирмы, у стенда которой нет посетителей, а у других толпится народ. <BR>Два года фонд нес бремя организации участия города и его предприятий в Ганноверской промышленной ярмарке. А сейчас три крупнейшие выставочные компании - "Ленэкспо", "Рестэк" и "Всемирная ярмарка "Российский фермер" в открытую претендовали на роль выставочного оператора. И со своей стороны они выдвигали жесткие и обоснованные требования к администрации города: раз это совместный проект, то он должен быть совместно посчитан, а права и обязанности сторон четко разграничены. <BR>Олег Шость: Мы все учимся, развиваемся. Экспоненты теперь знают: отсутствие компании на выставке равносильно отсутствию на рынке. Количество выставок в Петербурге растет. И выставки постепенно меняются в сторону имиджа и маркетинга. Костяк основных участников специализированных выставок остается постоянным на 60-80%. Уже мало кто рассчитывает немедленно отбить вложенные в экспозицию деньги.<BR> Игорь Кирсанов: Профильным комитетам администрации заранее известно о всех запланированных выставках. Нам важна не столько поддержка от комитетов в виде писем. Руководитель отраслевого комитета все равно придет на открытие. Важно, чтобы люди из комитетов участвовали в подготовительной работе. И все же высшая мера государственной поддержки - финансовая, и она необходима для заведомо убыточных выставок.<BR><BR><B>Заседание "круглого стола" вел заместитель главного редактора "ДП" Владимир Малышев</B>