На рынке стройматериалов становится тесно

Насыщение рынка строительных материалов Петербурга заставляет его участников постоянно искать новые способы сбыта продукции.

<BR><BR>Насыщение рынка строительных материалов Петербурга заставляет его участников постоянно искать новые способы сбыта продукции.<BR>За два с небольшим года конкуренция по некоторым позициям увеличилась в несколько раз. Наибольшее увеличение предложения произошло по той продукции, которая еще совсем недавно была представлена в минимальном количестве (см. таблицу).<BR>По подсчетам специалистов, на рынке города стабильно присутствует около 350 компаний, реализующих отделочные материалы, 200 фирм, продающих двери и окна, 175 компаний, торгующих лакокрасочными материалами, 120 компаний, реализующих стеновые материалы, 75 компаний, продающих сантехнические изделия, и 35 компаний, торгующих изделиями деревообработки.<BR>Среди компаний можно выделить несколько основных групп: собственно производители, реализующие свою продукцию напрямую через собственные торговые подразделения или дочерние фирмы; специализированные оптовые и розничные торговые фирмы; стройфирмы, реализующие невостребованные запасы; непрофильные компании, реализующие разовые партии строительных материалов, попавшие к ним по бартеру или иными путями.<BR><BR><B>Посредники множатся</B><BR>Усложнение рынка приводит к постоянному увеличению числа посреднических торговых фирм (эти процессы активно протекают и на оптовых рынках западных стран). Одни посредники обеспечивают пространственное перемещение товаров (транспортировку) от производителей до пункта потребления. Другие - дробление крупной партии товаров и их доведение до крупных и мелких торговых фирм, работающих непосредственно с покупателями. Последние обычно аккумулируют широкий ассортимент стройтоваров, что составляет их главное преимущество по сравнению с прямыми поставками (немаловажным фактором является и возможность покупки небольших партий товаров).<BR>В последнее время в городе стала применяться комбинаторная форма поставок, когда фирма заключает договор со строительной фирмой на полную комплектацию по всем видам стройматериалов и конструкций в соответствии с фактическими потребностями строящегося объекта. Это позволяет сводить к минимуму запасы на строительной площадке.<BR>Все чаще торговые компании Петербурга прибегают к широко распространенным на Западе принципам скидок. Они предоставляются постоянным покупателям или покупателям, которые задействуют определенную транспортную компанию, имеющую взаимовыгодное соглашение с поставщиком. Если фирма желает быстро освободить склад, то товары, занимающие его, также могут продаваться со значительными скидками. Многие компании прибегают к принципу взаимной рекламы, когда скидки предоставляются компаниям, позволяющим использовать построенные объекты и собственный имидж для рекламы товаров поставщика.<BR>Помимо скидок время от времени на рынке строительных материалов возникают и другие неординарные ценовые предложения, которые дают возможность существенной экономии средств на закупках. Причиной тому могут быть желание какой-нибудь крупной и агрессивно настроенной торгово-промышленной компании занять место на рынке стройматериалов города, "сброс" товаров со стороны западных компаний, попавших в кризисную экономическую ситуацию, или реализация строительных материалов непрофильными фирмами, которые получили их по бартеру. Но даже когда на рынке наступает ценовое перемирие и нет громких промоушн-акций и демпинговых кампаний, разброс цен по отдельным товарным позициям достигает 30-40%, что говорит о том, что к окончательной сбалансированности рынок города пока не пришел.<BR><BR><B>Информация решает все</B><BR>При постоянном росте числа поставщиков все большее значение для продвижения товара начинает приобретать рекламная и информационная политика фирм. В последнее время наметился рост числа специализированных изданий (в городе насчитывается около 15 газет и журналов, освещающих вопросы стройиндустрии), выпускается насколько ежегодных строительных каталогов, с конца прошлого года начало расти количество постоянных экспозиций строительных материалов и фирм. Большую популярность приобретают общегородские строительные выставки.<BR>За последние 3 года в этом секторе произошли значительные изменения: "Интерстрой" и "Стройэкспо" объединились в "Интерстройэкспо", в Петербург пришла британская выставочная фирма ITE, начавшая серию выставок BATIMAT. Постепенно задействуются и возможности Internet, хотя здесь серьезным препятствием является консерватизм строителей.