Франчайзинг - это know-how успеха...а не лекарство от болезней

Сергей Силинг генеральный директор ЗАО "РТ-Лизинг"

<BR><BR>Сергей Силинг генеральный директор ЗАО "РТ-Лизинг"<BR><BR>Еще в 1993 году в Петербурге былорганизован фонд франчайзинга. Мы вышли на европейскую ассоциацию и думали, что предложения из Европы сразу посыпятся. Оказалось, что все совсем не так. <BR>Прошло уже больше 5 лет, и, несмотря на то что в России многие знают, что такое франчайзинг, есть прямые контакты между нами, европейской и международной ассоциациями, тем не менее успешных примеров развития франчайзинговых систем очень мало.<BR>Зарубежные франчайзеры привыкли распространять свои сети в другие страны через мастер-франшизы. То есть они продают сразу право на дальнейший субфранчайзинг по всей России. Такая мастер-франшиза стоит дорого. И наши предприятия, которые могут себе позволить выложить такие средства, пока не считают для себя необходимым вкладываться в это. Более того, западные компании не очень сильно хотят продавать здесь и мастер-франшизу. То есть существует нестыковка спроса и предложения. <BR>А второй момент заключается в необходимости адаптации франчайзинга к условиям конкретной страны. Какой смысл российскому предпринимателю заключать договор с какой-нибудь Chiken Inc.? Если в Америке у этой компании хорошо идут дела, это еще не значит, что так же хорошо они пойдут и в России. А во-вторых, от того, что у российского предпринимателя появится вывеска "Мистер Чикен", дополнительных покупателей он не получит, если марка в России неизвестна. <BR>Поэтому компании, которые хотят работать здесь по франчайзингу, первым делом вынуждены открывать в России полностью собственные точки, чтобы заработать высокий имидж на российском рынке, и только потом создавать франчайзинговые сети. Большинство компаний именно таким путем и идет. <BR>Спрос на покупку франшизы в России есть, но он ограничен начальными инвестициями - вложениями на уровне $100-150 тыс. Для покупки мастер-франшизы этого недостаточно, и даже для того, чтобы заключить простой договор с одной из крупных западных систем, этого будет мало. Что касается российских систем, то тут другая проблема. Те фирмы, у которых дела идут хорошо, как правило, через франчайзинг не развиваются, следуя пословице: от добра добра не ищут. Кроме того, разработка франчайзинговой системы и открытие первых точек не является высокорентабельным. Рентабельность наступает после пятой-шестой точки. <BR>Те предприятия, которые обращаются в наш фонд, как правило, имеют какие-то проблемы в бизнесе и таким образом хотят их решить. Но франчайзинг - это не лекарство от болезни. Через него можно тиражировать успех, а не лечить недуг. <BR>Однако сейчас появилась надежда разрешить эту ситуацию. В программу поддержки малого предпринимательства в Петербурге на этот год включен пункт с финансированием создания пилотного проекта франчайзинговой системы на примере одного из петербургских предприятий. Мы хотим провести конкурс среди фирм, за счет бюджетных денег разработать франчайзинговую систему и внедрить ее.