Петербургские вузы сторонятся дистанционного обучения

О возможности "обучения на расстоянии" мечтали многие.

<BR><BR>О возможности "обучения на расстоянии" мечтали многие. <BR>Некоторые старались если не воплотить, то хотя бы придумать средства и методы передачи знаний сквозь пространство. Но старая мечта школяра образоваться быстро, качественно и без встречи tete-a-tete с преподавателем остается пока лишь мечтой.<BR>Отдельные герои - можно вспомнить старика Хоттабыча, дистанционно образовавшего своего юного друга Вольку ибн Алешу, - даже пытались воспроизвести основы процесса. Получалось плохо.<BR>В петербургских высших школах для создания системы дистанционного образования есть уже почти все. Нет только самой системы. <BR>Проекты, которые время от времени появляются, в лучшем случае перерождаются в программы дистанционного обучения по отдельным предметам. Хотя и основанные на применении электронных технологий (компьютеров, телекоммуникационных сетей, средств мультимедиа), но все же содержащие в себе элементы образования традиционного: очного, заочного и экстерната. Причем зачастую эти программы "клинит" - в сторону излишнего увлечения либо технологией, либо методологией. <BR>Дистанционное обучение принципиально отличается от, скажем, заочного наличием постоянного контроля эффективности освоения знаний и навыков, а также принципиально иным качеством учебных материалов, прежде всего учебных пособий. Они представляют собой комплекс печатных материалов, видеоматериалов, компьютерных программ, предназначенных для активного освоения.<BR>"Для эффективной работы системы дистанционного образования должен быть союз учителя, компьютерщика и менеджера. Сегодня кто-либо из них выпадает. Обычно двое, - уверен докторант кафедры информатики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Андрей Ахоян. - Многие чиновники от образования не понимают необходимости внедрения новых технологий и считают чисто заочное образование вполне достаточным". <BR>Пока в России наиболее известны две системы дистанционного образования. Среди российских - "электронный факультет" Центра "Истина" (в рамках проекта действует электронный юридический факультет на базе Российского университета дружбы народов, Обнинского государственного университета и Московского педагогического государственного университета) и программа МВА Школы бизнеса Открытого университета Великобритании. <BR>Открытый университет давно и настойчиво внедряет дистанционное обучение в образовательную реальность. По мнению его представителей, дистанционное обучение имеет несомненные плюсы: позволяет получать образование, не оставляя основную деятельность. Программы специально нацелены на получение навыков в профессиональной деятельности студента. И, кроме того, дистанционное обучение в несколько раз дешевле очного. "Существует заблуждение: раз образование дистанционное, то нет тесного контакта студента с преподавателем и, значит, знания обучающийся получает в недостаточном количестве. Однако и во время лекций может не быть никакого контакта преподавателя и слушателей. Таким образом, дистанционным в негативном смысле можно назвать и очное образование", - уверен директор регионального центра Школы бизнеса Открытого университета Великобритании Борис Федоров.