Лидеров рынка "заграничного" страхования теснят конкуренты

В Петербурге идет плавный передел рынка медицинского страхования выезжающих за рубеж.

<BR>В Петербурге идет плавный передел рынка медицинского страхования выезжающих за рубеж.<BR>Петербургские страховые компании (такие, как "Класс", "АСК-Петербург", "Доверие"), державшие до последнего времени пальму первенства, сегодня теряют позиции.<BR>Этот процесс еще более усиливается в преддверии выхода на российский рынок иностранных страховых компаний.<BR>Первый звонок для петербургских страховщиков прозвенел в 1995 году, когда открылся офис российско-американской страховой компании RUS AIG. Несмотря на то что американцам принадлежит только 49% акций компании, в их руках - управление.<BR>Сотрудники RUS AIG действуют достаточно агрессивно, используют эффективные приемы убеждения и очень быстро завоевывают туристический рынок Петербурга.<BR>Более 30 петербургских турфирм перешли на страхование туристов в RUS AIG. Однако следует учитывать, что среди них крупные туроператоры - организаторы чартерных рейсов: "Нева", "Турсервис", "Солвекс-Турне", "Аватара", "Роза Ветров" и др. Как правило, туроператоры продают турагентствам продукт (путевку), уже включающий в себя страховое покрытие, поэтому количество реализующих полис RUS AIG турфирм возрастает многократно. Более того, RUS AIG создало агентскую сеть из пяти страховых компаний, предлагающих полис RUS AIG, среди которых САО "Росгосстрах-Санкт-Петербург" со своими 16 филиалами. Советник генерального директора "Росгосстрах-Санкт-Петербург" Олег Киселев прокомментировал это так: "Пока "Росгосстрах" не имеет собственного страхового продукта по медицинскому страхованию выезжающих за рубеж. Мы продаем медицинские полисы RUS AIG, потому что они экономически эффективны и надежны".<BR>По мнению Нины Ляпуновой, инспектора по страхованию компании "Доверие", RUS AIG продает некачественный страховой продукт и имеет в своем полисе "скрытые франшизы" (то есть пороги, ниже которых ущерб не оплачивается). Нина Ляпунова иллюстрирует свои слова примером: турфирма Alivekt Travel, крупный туроператор по Испании, страховавший ранее своих туристов в RUS AIG, в конце концов предпочел российскую страховую компанию.<BR>Директор петербургского филиала калининградской страховой компании "Депозит- Центр" Елена Ильиногорская не столь категорична: "Что касается RUS AIG, то к этой фирме я отношусь настороженно: они только начали работать. Но ничего плохого о RUS AIG - чтобы они кому-то что-то не оплатили - не слышала не разу".<BR><BR>Камо грядеши...<BR>Не последнюю роль в конкурентной борьбе страховых компаний играют активы и уставный капитал.<BR>В 1999 году вступает в силу соглашение со Всемирной торговой организацией, на российский рынок нагрянут иностранные страховщики. Они имеют капиталы несоразмеримо большие, нежели у местных страховых компаний. А значит, иностранцы могут взять на себя страхование большего объема рисков. Может произойти достаточно быстрое вытеснение большинства российских страховщиков с рынка, рынок страхования выезжающих зарубеж - только один из эпизодов.<BR>Петербургские страховщики часто ничего не могут противопоставить агрессивному маркетингу и квалифицированной работе западных менеджеров. Более того, их также беспокоит деятельность московских компаний, которые активизируют свою деятельность: в Петербурге уже работает около 25 филиалов московских страховых компаний.<BR>Для сравнения: только по линии московского "Ингосстраха" в 1997 году было собрано более $3 млн по медицинскому страхованию выезжающих за рубеж, застраховано более 310.000 российских туристов, тогда как у одного из петербургских лидеров по медицинскому страхованию выезжающих за рубеж - у фирмы "АСК-Петербург" сборы по этому виду в 1997 году составили около $400 тыс.<BR><BR><B>Москвичи спокойнее</B><BR>В преддверии 1999 года московские страховые компании чувствуют себя более спокойно. Хотя и для них активность иностранных фирм - серьезное испытание на прочность. Так, в прошлом году в преддверии будущей экспансии иностранных страховых компаний была создана транснациональная страховая группа "Ингосстрах-Россия", куда вошло более 17 профессиональных страховых компаний, в том числе и дочерние фирмы "Ингосстраха" в Германии, Великобритании, США. Объединенный капитал превышает $70 млн, объем страховых резервов - $350 млн, активы - $600 млн. Согласно договору о совместной деятельности, весь отдел личного страхования ОСАО "Ингосстрах" недавно был переведен под патронаж САО "России", и сегодня создан единый страховой продукт "России" и "Ингосстраха". Директор петербургского филиала САО "Россия" Татьяна Шувалова довольна: "У нас появился еще один страховой продукт, который имеет лимиты ответственности, имеет расширенное покрытие; возможно страхование не только самого туриста, но его багажа, а также риска, связанного с невозможностью совершения поездки".<BR>Другого такого российского страхового продукта для выезжающих за рубеж туристов, как у группы "Ингосстрах-Россия", нет ни у кого, поскольку только "Ингосстрах" имел и имеет сеть собственных страховых компаний по всему миру, через дочерние фирмы и их операторов он может предоставить немедленную медицинскую помощь в любой стране мира. "Ингосстрах" является также учредителем одного из первых российских центров ассистанс - TIM-Assistans в Москве. То есть турист, с которым произошел несчастный случай, должен будет звонить не в Париж или Лондон, а в Москву, где ему всегда ответят по-русски. В крайнем случае оператор TIM-Assistans cвязывается с французскими ассистанскими компаниями France Secur или Mercur Assistans.<BR>Сегодня TIM-Assistans также перешла в совместное использование "Ингосстраха" и "России". Многие европейские ассистанские компании не имеют русскоговорящих операторов, и некоторые зарубежные сервисные компании прибегают к услугам московской службы TIM-Assistans.(В.Л.)