Риэлтерские фирмы вышли из доверия

Менеджеры, агенты и юристы, консультирующие обратившихся к ним клиентов рынка недвижимости, пришли к выводу, что участники сделок не доверяют специалистам рынка.

<BR><BR>Менеджеры, агенты и юристы, консультирующие обратившихся к ним клиентов рынка недвижимости, пришли к выводу, что участники сделок не доверяют специалистам рынка.<BR>"Если к юристу, консультирующему в риэлтерской фирме, обращаются клиенты других агентств, это означает, что они пытаются проверить информацию, предоставленную им фирмой, в которую они обратились для проведения сделки, или навести справки об этой фирме", - утверждает адвокат 24-й специализированной юридической консультации Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Марина Бочарова - консультант Центрального агентства недвижимости в течение 1,5 года. Обращения клиентов поступают ежедневно.<BR>Согласно опросам, проведенным агентством недвижимости "АПЕК" в регулярно проводимые дни бесплатных консультаций, выяснилось, что более 50% обратившихся клиентов внимательно следят за событиями на рынке недвижимости.<BR><BR><B>Доверяй, но проверяй</B><BR>Консультации в телефонной справочной службы по недвижимости "Квартирный вопрос" информационного агентства "Медиа-Мобиле" проводят опытные агенты и менеджеры риэлтерских фирм, при необходимости переадресующие клиентов к юристам. Пока вахту у телефона несли сотрудники только трех фирм: "Экотон", "Эталон СПб" и "Нева-центр". За 2 месяца работы телефонных консультантов прямых жалоб на агентства недвижимости зафиксировано очень мало. Однако примерно половина вопросов - "контрольные". Львиная доля посвящена возможности доверять той или иной фирме. В службу обращаются реальные клиенты риэлтерских фирм, участвующие в сделках. Они стремятся проверить правильность действий агентств. По мнению сотрудников службы, вопросы возникают из-за того, что клиент недопонял объяснения в агентстве, но постеснялся переспросить. Также характерны сомнения по тексту стандартных договоров, принятых в агентствах.<BR><BR><B>Дело житейское</B><BR>Некоторые клиенты "Квартирного вопроса" интересуются проблемой декларации доходов, проверкой истории квартиры и правами прописанных в приватизированной квартире жильцов.<BR>Консультанты также наталкиваются на проблемы клиентов, связанные со схемами взаиморасчетов. Особенно много во-просов клиенты задают про банковские ячейки. Это подтверждает и Марина Бочарова.<BR>По данным "АПЕК", наиболее волнующие клиентов (потенциальных и действительных) вопросы - так называемые житейские: сделки купли-продажи квартир или комнат, обмен, расселение, оформление неприватизированного жилья, а также проблемы наследования и оформления документов.<BR>По информации консультантов, множество вопросов клиентов связано с долевым участием.<BR>В службу "Квартирный вопрос" обращаются также иногородние граждане. Больше всего их волнует возможность покупки квартиры в Петербурге и последующей прописки. Кроме того, они зачастую не знают, в какую фирму могут обратиться.<BR><BR><B>Вопросы коммерческие</B><BR>По наблюдениям "АПЕК", за консультациями по поводу коммерческой недвижимости, включая земельные вопросы, клиенты предпочитают обращаться в специализированные фирмы: вопросов, касающихся коммерческих объектов, поступает сравнительно мало.<BR>Юридическая фирма "Стенли проперти корпорейшн", специализирующаяся на коммерческих объектах, выявила круг характерных вопросов потенциальных покупателей и арендаторов коммерческой недвижимости. Арендаторов в первую очередь интересует, в чьей собственности находится объект. Также их интересует предполагаемая форма договора аренды. Не остаются без внимания ценовые моменты, например стоимость коммунальных услуг.<BR>При предполагаемых сделках купли-продажи вопрос собственности возникает также. При этом клиентов интересует, в течение какого времени помещение может перейти в собственность покупателя и какие гарантии можно получить при заключении сделки.<BR>Продавцов и арендодателей волнует рыночная стоимость объекта, а также виды и сроки его реализации.<BR><BR><B>Руки помощи</B><BR>По данным "ДП", почти все риэлтерские агентства денно и нощно занимаются правовым ликбезом для клиентов - причем совершенно безвозмездно. Проводятся семинары, лекции, дни открытых дверей и прочие нужные мероприятия. Тем не менее полчища "кинутых" клиентов осаждают народные суды. Риэлтеры все активнее вовлекают в сферу недвижимости юристов.<BR>Инициатива Городской коллегии адвокатов по адвокатскому сопровождению сделок возникла вслед за отменой обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью после вступления в силу 1 февраля 1998 года Закона о регистрации. По мнению Марины Бочаровой, вне зависимости от отмены этого правила нет более опытных профессионалов, занимающихся составлением договоров, чем нотариусы. "Представление о западной системе, когда составлением договоров якобы занимаются многие юристы, не совсем верно,- говорит Марина Бочарова.- Узкая специализация существует везде. При совершении сделок с недвижимостью адвокат, занимающийся уголовными делами, все же худший советчик, чем его коллега, специализирующийся несколько лет на сделках с недвижимостью. Это одинаково справедливо и для Запада, и для России. Конечно, нотариус может работать в тесном контакте с адвокатом или другими юристами, совместно составлять проект договора. Но лучше, если каждый занимается своим делом".<BR>Марина Бочарова придерживается мнения, что в агентстве недвижимости помимо штатных юристов должен работать независимый консультант. Он необходим не только тогда, когда участники сделки подозревают обман. Необходимо грамотно составить индивидуальный проект предварительного договора, обсудить наиболее болезненные вопросы, оговорить способы расчетов и дать практический совет.