00:0015 июня 199800:00
17просмотров
00:0015 июня 1998
Российские компании пытаются отвоевать льготы по налогу на добавленную стоимость при обслуживании иностранных судов в российских портах.
<BR>Российские компании пытаются отвоевать льготы по налогу на добавленную стоимость при обслуживании иностранных судов в российских портах.<BR>Законодательство не дает четкого определения понятия "экспортные услуги". Это дает право налоговым органам настаивать на уплате НДС по указанным видам услуг и накладывать серьезные штрафы на компании, которые налог не платят.<BR><BR><B>Суета вокруг НДС</B><BR>Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" указывает, что от налога освобождаются экспортируемые товары, работы и услуги. Государственная налоговая служба РФ (ГНС) разъясняет, что "для целей налогообложения считаются экспортируемыми работы и услуги, оказываемые плательщиками НДС, зарегистрированными в РФ, "..." иностранным юридическим и физическим лицам", а именно: "...услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов" (Инструкция №39 от 11.10.95). Инструкция содержит примерный перечень услуг, которые могут трактоваться как обслуживание иностранных судов. При этом часть услуг обозначена загадочным словосочетанием "др. работы". <BR>Именно эти неоговоренные услуги являются объектами яростных споров между налоговиками и плательщиками.<BR><BR><B>Закон и логика</B><BR>Эксперты фирмы "Гориславцев и К. Аудит" приводят в качестве примера арбитражное дело фирмы Brasko Shipping к налоговой инспекции Фрунзенского района Петербурга по поводу неправомерного предъявления санкций за неуплату НДС. <BR>Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа 26 мая 1998 года указал в постановлении, что данное предприятие не имело права использовать льготу по НДС: оно осуществляло агентское обслуживание иностранных судов, и деятельность происходила исключительно на территории Российской Федерации. Таким образом, агентские услуги не могут подпадать под действие ст.5 Закона "О НДС". "Следуя логике арбитражного суда, ни один из видов услуг, перечисленных в Инструкции ГНС №39 (особенно портовые услуги), нельзя считать экспортными, поскольку все они оказываются исключительно на территории РФ", - отмечает руководитель департамента аудита фирмы "Гориславцев и К. Аудит" Лия Куприянова. <BR>По смыслу Инструкции ГНС №39, критерий определения экспортности услуги - факт ее продажи российским резидентом нерезиденту - потребителю услуги. Осутствие или наличие факта пересечения услугой границы не является критерием, равно как и валюта, в которой услуга оплачивается. <BR>Такое определение экспортируемой услуги используется во всех международных конвенциях и соглашениях, регулирующих этот вопрос. Россия является участником некоторых из этих соглашений. Более того, ни одно из государств, обслуживающих российские суда, не взимает с них налогов, аналогичных НДС (или VAT).<BR><BR><B>Агент - не только посредник</B><BR>Арбитражный суд в постановлении также указал: "...Услуги, оказываемые истцом, не связаны непосредственно с обслуживанием иностранных судов, а являются посредническими, то есть к экспортным не относятся". <BR>По мнению Лии Куприяновой, суд не принял во внимание, что судовое агентирование необходимо в постоянной работе порта. Без участия агента ни одно судно не сможет войти в порт, разгрузиться, загрузиться и выйти из порта. То есть агент - это не посредник, а законный представитель судна в порту пребывания, который адаптирует национальные особенности каждого порта к мировой шиппинговой практике.<BR>Кроме того, суд одобрил применение к налогоплательщику штрафа в размере 100% доначисленного налога. Однако по действующему законодательству данная санкция может применяться только в случае отсутствия учета или неполного учета налогоплательщиком оборота, что суд не рассматривал вовсе.<BR>Таким образом, две инстанции судебной системы высказали диаметрально противоположные точки зрения на одну и ту же проблему, и окончательное решение принято не в пользу налогоплательщика. <BR>По словам Лии Куприяновой, указанное решение суда является прецедентным. Если Высший арбитражный суд подтвердит выводы предыдущей инстанции, это вполне может негативно отразиться на работе российских портов: грузопоток переориентируется на страны Балтии и Скандинавии, и российские компании потеряют прибыль.<BR>(Л.Д., Л.А.)