Британский совет демонстрирует прерафаэлитов

Завтра, 11 июня, в залах Михайловского замка открывается выставка "Фотография и прерафаэлизм", подготовленная Британским советом.

<BR>Завтра, 11 июня, в залах Михайловского замка открывается выставка "Фотография и прерафаэлизм", подготовленная Британским советом.<BR>Экспонируются 76 работ 12 фотохудожников - последователей и создателей стиля прерафаэлизм, который возник в Англии в XIX веке. Группа английских писателей и художников, избравшая своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля), попыталась соединить в литературе и живописи скрупулезную передачу натуры с насыщенной символикой образа. <BR>Последователи прерафаэлитов в фотографии в основном изображали одухотворенных, мечтательных женщин и детей в томных, задумчивых позах на фоне буколических пейзажей. Появление мокрого коллоидного фотографического процесса расширило круг тем, хотя независимость от академических традиций постоянно подчеркивалась участниками движения прерафаэлитов, какие бы портреты и жанровые сцены они ни создавали.<BR><BR>Дилетанты - вперед!<BR>Наибольшее внимание читающего российского зрителя на выставке "Фотография и прерафаэлизм", разумеется, привлекут тщательно выполненные работы Чарльза Латуиджа Доджсона, известного практически каждому школьнику под псевдонимом Льюис Кэрролл. Знаменитый оксфордский профессор математики "баловался" не только литературой, но и фотографией. Причем не только был принят в кружок профессионалов-прерафаэлитов при жизни, но и остался в нем после смерти. По крайней мере маститые критики признали фотографии Льюиса Кэрролла высокохудожественными и органично принадлежащими уникальному английскому течению прерафаэлитов.<BR>Льюис Кэрролл, несомненно, умел обращаться не только с критиками, но и с детьми. Он мог заставить их сидеть неподвижно 45 секунд - именно столько было необходимо в середине XIX века для качественной экспозиции. Алису Линделл, ради которой написаны две величайшие истории, Кэрролл обнаружил, когда искал молодые модели для своих фотографий. Именно в этот период Кэрролл обронил фразу о том, что любит всех детей, кроме мальчиков.<BR><BR><B>Профессионалы</B><BR>Роджер Фентон стоял у истоков художественной фотографии в Англии. Фентон был членом-основателем Английского фотографического общества, созданного в 1855 году. Мастер композиции, Фентон одним из первых фотохудожников вводит в свои работы хрупкие детские фигурки. <BR>Данте Габриэль Россетти не только рисовал, но и снимал свои модели. Интересно сопоставлены на выставке рисунок и фотографическое изображение Джейн Моррис - артистическая фантазия художника противостоит реальности, добавляет утомленной женщине загадочности и соблазнительности.<BR>Считается, что именно длительное время, требующееся для создания фотографии, помогло созданию мифа о том, что люди викторианской эпохи всегда меланхоличны и задумчивы, лишены малейшей живости и веселости. (Б.М.)