Рижский дизайнер проповедует принципы "продажной" журналистики

Дизайнер Кирилл Шмельков ездит по городам и весям, как проповедник, рассказывая журналистам о некоторых заповедях их профессии. Послушать его интересно не только тем, кто зарабатывает на жизнь новостями.

<BR><BR>Дизайнер Кирилл Шмельков ездит по городам и весям, как проповедник, рассказывая журналистам о некоторых заповедях их профессии. Послушать его интересно не только тем, кто зарабатывает на жизнь новостями. <BR>Кирилл Шмельков избегает слова "творчество" применительно к газетному делу: "Газетный дизайн, равно как и журналистика, подчиняется ряду правил. Настойчиво им следуя, можно добиться успеха". Тем же правилам подчиняется искусство составления деловых записок, пресс-релизов, отчетов и многих других письменных инструментов, владение которыми столь необходимо любому карьеристу.<BR>Русский, родившийся в Магаданской области, Кирилл Шмельков с детства живет в Риге. Газетным дизайном он занимается около 20 лет, создавал внешний облик многих крупнейших латвийских газет, в том числе был арт-директором деловой газеты Dienas bizness - латвийского проекта Dagens industri - шведской газеты, по чьему образу и подобию издается в том числе "Деловой Петербург".<BR>В свое время Кирилл закончил отделение графического дизайна Рижской академии художеств. Теперь у него собственная дизайнерская фирма. Однако бывшие шведские работодатели постоянно приглашают консультировать проекты в Восточной Европе. <BR>"Работа в деловой журналистике повернула меня с художественно-интуитивного подхода к газетам на принципиально иные позиции. В советские времена графиче-ский дизайн был искусством. В академии мы изучали абстракционистов, Кандинского... А газета - это товар, сервисная услуга. Нельзя сказать, что маркетинг нравится мне больше искусства, но он приносит больше денег", - говорит Кирилл Шмельков. <BR>Оставляя в стороне честность, независимость и неподкупность журналиста (вещи, само собою разумеющиеся в цивилизованном обществе), Кирилл начинает проповедь.<BR>Одна из основных заповедей - будьте конкретными и краткими. Краткость, как известно, - сестра таланта. У делового читателя нет времени. Поэтому из двух зол - короткое поверхностное сообщение или длинное и подробное - следует выбирать меньшее. Конкретность (кто что сделал) оберегает журналиста от многих ошибок. Журналист всегда менее компетентен в узких специальных вопросах, нежели его читатель. Так нечего размазывать кашу! Конкретность - источник смелой журналистики. За проверенные сухие факты можно отвечать перед кем угодно. Всем интересна именно конкретика. О "существующей тенденции слияния компаний" знают все, а весть о том, что А купил Б, может стать сенсацией. Если хорошая фотография или диаграмма отняла места у текста - тем лучше для текста. Иллюстрацию читатель поймет за секунду и сэкономит время.<BR>Особое место среди заповедей Dagens industri занимает "принцип пяти звезд" - краткое руководство по изготовлению и оценке материалов для делового таблоида.<BR>Первое: новость должна удивлять читателя, быть неожиданной. Если в газетном сообщении нет ничего необычного, его не стоит создавать и печатать. <BR>(Карьеристу: Чтобы Шеф оценил и отметил именно Ваш отчет, нужно, чтобы он его по крайней мере прочитал.)<BR>Второе: газетный материал должен быть значимым. Чем больший круг людей заденет сообщение, тем лучше. Только по прочтении таких материалов у читателя останется ощущение соприкосновения с чем-то важным. <BR>(Карьеристу: Шеф не любит, когда его беспокоят по пустякам. Пусть ваша докладная записка станет важной не только для Шефа, но и для всего высшего руководства.)<BR>Третье: газетный материал должен быть построен на противоречиях, как сама жизнь. В материале должны быть отражены борьба и противостояние тех, кто в нем упомянут.<BR>(Карьеристу: Не забывайте, что у вашей фирмы, Вашего Шефа и у Вас лично есть конкуренты. Расставьте их в Вашем проекте таким образом, чтобы победа над ними казалась легкой и скорой.)<BR>Четвертое: материал должен рассказывать о людях. Никакое событие не происходит без их участия. То, в чем не участвует конкретный человек, эмоционально никого не касается: всегда кто-то конкретный зарабатывает, а кто-то теряет. (Карьеристу: Именно Вы, а не какой-то отдел планирования добился отличных результатов. Именно начальник отдела планирования, а не его замечательный отдел провалил безупречный проект!)<BR>Пятое: новость должна появиться вовремя. Только своевременные новости занимают место на первой полосе.<BR>(Карьеристу: Держите нос по ветру. Получив необходимые сведения, действуйте немедленно! "Тухлая" или преждевременно поданная информация не работает.)<BR>Пять правил, или "звезд", как справедливо замечает г-н Шмельков, отнюдь не изобретены в Dagens industri. Это - обычные принципы продажи, которыми журналисты пользовались, не догма, а руководство к действию. Следование правилам не заменит настойчивости и любознательности. В качестве иллюстрации Кирилл Шмельков приводит яркий пример: "У меня жена - журналист. Она возвращается из поездки, я задаю ей вопросы по теме, а она часто не может ответить. Ну как же так! Дизайнеру можно простить отсутствие любопытства, но нелюбопытных журналистов в природе просто не бывает!" Можно добавить: и карьеристов тоже.