00:0024 апреля 199800:00
31просмотров
00:0024 апреля 1998
Стех пор как в России появилось "хлебное вино" (так раньше называли водку), государство разрывалось между двумя желаниями - увеличить доходы казны и ограничить пьянство населения.
<BR><BR>Стех пор как в России появилось "хлебное вино" (так раньше называли водку), государство разрывалось между двумя желаниями - увеличить доходы казны и ограничить пьянство населения. <BR>С течением времени в стране были испробованы разные системы взимания питейного налога: казенная монополия, откуп, акциз.<BR>Питейный доход издавна играл большую роль в российском бюджете. В отличие от Западной Европы, в России право питейной торговли всегда оставалось привилегией государства, которой оно могло делиться с частными лицами или целыми сословиями по своему усмотрению. <BR><BR><B>Откуп или акциз</B><BR>При откупной системе власти предоставляли частному лицу право производства и продажи напитка - давали в откуп. За это откупщик должен был вносить казне плату в определенные сроки. В начале XIX века эта система была основной формой питейного сбора. Содержатели откупов сконцентрировали в своих руках огромные капиталы, увеличивая тем самым и свои права. Росли и их злоупотребления, нарушавшие интересы казны: откупщики продавали спиртное по цене и в количествах выше установленных государством, а разницу клали себе в карман. <BR>В 1847-1851 годах происходит постепенный переход к акцизно-откупной системе, а с 1 января 1863 года среди других реформ в России вводится одна общая акцизная система взимания питейных сборов. Ее основные принципы - свобода производства и торговли спиртными напитками, доход в казну с акциза на спирт и с патентного сбора с заводчиков и торговцев, правительственный надзор за производством и торговлей. После 1863 года доходы от питейных сборов стали составлять около трети ежегодного дохода России. <BR><BR><B>Монополия</B><BR>В период действия акциза правительство приняло ряд регулирующих мер - водка становилась дороже, цена патентов и акцизов росла, власти ограничивали число питейных заведений. <BR>И все же торговля спиртным оставалась полностью в частных руках. В 1895 году по инициативе министра финансов С.Ю. Витте началось введение полной государственной монополии на водку. Эта система предполагала, что вся продукция находится в руках государства. Частная торговля должна была приобретать напитки из мест казенного отпуска и продавать в тех заведениях, где это разрешалось законом. Введение монополии дало финансовый эффект и даже на некоторое время снизило потребление спиртного. <BR><BR><B>В Петербурге контроль строже</B><BR>В столичной предпринимательской деятельности производство и торговля спиртными напитками занимали одно из главных мест. В столице существовало немало водочных заводов, качество петербургских водок подтверждалось медалями, которые они получали на выставках. Но основное место в питейной жизни города всегда принадлежало торговле спиртным. <BR>Специализацию заведения можно было определить по вывеске. Под красными вывесками торговали распивочно - в гостиницах, трактирах, ресторанах, буфетах, кухмистерских, на постоялых дворах. Продажа только на вынос (синяя вывеска) была уделом ренсковых погребов, штофных лавок, водочных магазинов. Смешанная торговля под двухцветной, сине-красной вывеской велась в питейных домах, портерных и пивных лавках, в погребах с трактирными правами. <BR>По данным ежегодника Министерства финансов, в 1871 году с Санкт-Петербургской губернии поступило питейных сборов 4638 тыс. рублей. В этом отношении Петербург превосходил все остальные города и губернии России.<BR>В 1873 году были Высочайше утверждены правила продажи крепких напитков в Петербурге. Свидетельства на право содержания питейных заведений, лавок, а также мест для продажи русских виноградных вин выдавались Городской управой. Торговать крепкими напитками могли также "трактиры с распивочной продажей". Но общее количество таких заведений было сокращено. <BR>По Уставу питейных заведений 1876 года, открывать торговлю в розлив можно было не везде. Запретной зоной были целые улицы и кварталы - например, Невский проспект и пересекающие его улицы, а также Фурштатская, Миллионная, Апраксин пер., некоторые участки Вознесенского и Адмиралтейского проспектов и набережных Невы, Фонтанки, Мойки. Потерянными для торговцев алкоголем были территории вблизи храмов (в радиусе 40 саженей), монастырей, казарм, тюрем, больниц, учебных заведений. Запрещалось открывать распивочные на рынках и в торговых рядах. Было определено даже минимальное расстояние до железнодорожных путей и станций. <BR>Время торговли ограничивалось с 7 утра до 11 вечера. <BR>В питейных заведениях не допускались музыка и игры (карты, кости) - "во избежание скопления посетителей и возникновения недоразумений и споров между ними". Контроль возлагался на торговую полицию. <BR><BR><B>Красивый бизнес</B><BR>К числу питейных заведений не относились магазины, торговавшие привозными винами, - бутылки в них продавались запечатанными. На Невском проспекте было немало вывесок "Английский погреб", "Немецкий погреб", "Торговля иностранными винами". <BR>Торговля элитным алкоголем была сконцентрирована в руках нескольких столичных торговцев, имевших оптовые склады и погреба для розничных продаж. Подвалы фирмы Елисеевых на Васильевском острове представляли собой целую подземную империю, где привозное вино выдерживалось в бочках. В конце XIX века ежедневный розлив вина у Елисеевых достигал 15 тысяч бутылок, в запасе всегда находилось не менее 100 ящиков вина. Лучшими винами из Франции славился старинный французский погреб фирмы Рауля, располагавшийся у Исаакиевской площади. <BR>Торговля виноградными винами в столице была очень выгодна. В 40-е годы XIX века не было ни одного "погребщика", который за несколько лет не нажил бы себе каменного дома в несколько этажей. <BR><BR>В 1892 году в Петербурге было 84 заведения оптовой торговли пивом, вином и водкой. Их оборот составлял 2.861.000 рублей. Заведений по торговле винами было 710, их оборот - 19.302.000 рублей; прибыль - 1.108.000 рублей.