Если кричат политики, значит, этого хотят бизнесмены

Российские политики начали кампанию по защите русскоязычного меньшинства в Латвии и призвали ввести экономические санкции против надменного соседа. После этого центральные телеканалы сообщили, что правительство Латвии на грани отставки. При этом как-то за

<BR>Российские политики начали кампанию по защите русскоязычного меньшинства в Латвии и призвали ввести экономические санкции против надменного соседа. После этого центральные телеканалы сообщили, что правительство Латвии на грани отставки. При этом как-то забылось, что за последние 5 лет в Латвии сменилось пять премьер-министров: правительственный кризис для этой страны - явление привычное.<BR>Бизнесмены и региональные лидеры не могли не воспользоваться благоприятной политической конъюнктурой. Поэтому впервые за долгое время в центре внимания вновь оказалась проблема транзита грузов через порты Балтии, а вместе с ней - строительства новых российских портов в Финском заливе.<BR><BR>ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ, российские порты в Балтийском море перерабатывают лишь 10% общего объема грузопотоков. Остальные, в большинстве своем, идут через латвийские порты. Ежегодно только прямые убытки российской экономики составляют $2 млрд. И при этом два главных порта России - Калининград и Петербург загружены, мягко говоря, не на полную мощность. Торговцы предпочитают ввозить товары через страны Балтии, где созданы прекрасные возможности избежать излишнего внимания российской налоговой инспекции (в близлежащих Финляндии и Швеции с этим как раз сложно). Для российских макроэкономистов крайне важно и то, что именно через порты Балтии (в основном именно через Латвию) идет основной поток экспортируемых Россией нефтепродуктов. <BR><BR>ЛАТВИЙСКАЯ ПРЕССА увязывает начало дипломатической войны с январским решением организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) ограничить нефтедобычу. Косвенно на эту версию работают и другие факты. Около 2 месяцев назад в Государственной думе началась разработка проекта постановления об ускорении строительства российских портов в Ленинградской области - ориентировочно проект постановления должен быть представлен сегодня, 17 апреля, на совет Думы. Одновременно ряд крупных российских нефтяных компаний начали изучать возможность использования Таллинского порта - идея нефтяного транзита через Эстонию потерпела фиаско из-за низкой пропускной способности эстонских железных дорог. Череда совпадений завершилась визитом и. о. министра транспорта Сергея Франка в Петербург (см. стр. 3). <BR><BR>ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ, в 1997 году Россия ввезла латвийских товаров на $300 млн, а экспортировала в Латвию - на $1200 млн. Латвия - достаточно аккуратный плательщик, рассчитывающийся за российские энергоносители валютой. Латвийская сторона уверена, что от введения санкций пострадает именно экономика России. <BR>Петербург также имеет положительное сальдо в торговле с Латвией, поэтому губернаторы Петербурга и Ленинградской области однозначно высказались против введения санкций, оправдывая свою позицию тем, что от них пострадает именно русскоязычное население. Впрочем, заботы о соотечественниках не мешают губернаторам живо продвигать в чиновные московские умы "портовые" идеи: без федерального финансирования все порты Ленинградской области так и могут остаться на бумаге - сегодня работы ведутся лишь в Усть-Луге. Впрочем, даже построенные порты положения не исправят: перевозчикам и торговцам нужны развитая инфраструктура, безопасность и многое другое, чего в России пока нет. <BR> <BR>ЕСЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ призваны оправдать перераспределение федеральных средств в пользу Усть-Луги, Батарейной, Приморска, Высоцка и Петербурга либо предоставление неких налоговых льгот портовикам, то это нельзя не приветствовать. <BR>Однако есть опасения, что дело не пойдет дальше привычных разговоров на патриотическую тему. В этом случае страны Балтии еще долгое время будут оставаться европейскими воротами России.<BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>