Петербургские универмаги наводят лоск

Крупные универмаги Петербурга - "Московский", "Пассаж", ДЛТ и "Большой Гостиный двор" - стремятся стать сервисными центрами, желая угодить взыскательному покупателю, ценящему качество неторопливо выбранного товара.

<BR><BR>Крупные универмаги Петербурга - "Московский", "Пассаж", ДЛТ и "Большой Гостиный двор" - стремятся стать сервисными центрами, желая угодить взыскательному покупателю, ценящему качество неторопливо выбранного товара. <BR>Генеральный директор универмага "Московский" Анатолий Злобин вспоминает времена сразу после краха системы центрального распределения: вокруг появлялись вещевые рынки с низкими ценами. "Мы стали искать товарные ниши, характерные только для нас, и сделали акцент на качественные товары, взяли кредиты в банках и стали приводить торговые залы в порядок".<BR>Заместитель генерального директора по торговле универмага "Пассаж" Геннадий Серов говорит, что в последнее время произошло перераспределение покупательских потоков из центра города в "спальные" районы: "Так как сейчас дефицита товаров нет, мы "выезжаем" за счет тех товаров, которых нет на окраинах". <BR><BR><B>Качество и марка</B><BR>Все универмаги стараются закупать известные европейские торговые марки. При этом они подбирают ассортимент и поставщиков так, чтобы не дублировать товар соседей: традиционно "Пассаж" специализируется на женском ассортименте, ДЛТ - на детском. В то же время стараются расширять спектр товаров, насколько позволяют торговые площади. <BR>Геннадий Серов объясняет, что необходимо следить за модой, учитывать потребности покупателей. "Пассаж" ориентируется на средний уровень цен в нише качественных товаров. Чтобы отличаться от рынков, необходимо предоставлять лучшее обслуживание.<BR>Генеральный директор Торговой фирмы "ДЛТ" Людмила Андреева определила цели предприятия так: "Мы хотим сконцентрировать в универмаге торговые марки на класс выше среднего. За последний год изменились покупательские потребности. К нам идут покупатели, отдающие предпочтение качеству изделий". <BR>По словам Анатолия Злобина, в "Московском" представлены товары в основном из Германии и Финляндии. "Некоторое время назад была продукция и из Польши, но "челноки" сломали рынок этих товаров. Бывает и так, что марка становится популярной, ее начинают завозить в слишком больших объемах. Мы от такой марки отказываемся", - говорит он.<BR>Директор по торговле "Большого Гостиного двора" Надежда Тушакова говорит, что насыщение универмага товарами среднего уровня произошло. Ассортимент универмага по конфекциону уже даже больше, чем нужно для торгового процесса. Теперь, с открытием Невской линии, в магазине будет представлена и высокая мода. У предприятия заключено 16 контрактов с ведущими модными домами Франции и Италии. <BR><BR><B>Не только товары</B><BR>Кроме ориентации на качественный товар, универмаги вкладывают средства в ремонт помещений, закупку современного оборудования, развивают спектр дополнительных услуг.<BR>Руководители некоторых предприятий стараются создать сервисные центры. Например, в БГД открылось несколько кафе, в детской секции организована детская площадка. Также в универмагах предоставляется широкий спектр дополнительных услуг: от химчистки до изготовления ключей.<BR>"Мы решили, что надо вывести универмаг вперед по дизайну", - говорит Анатолий Злобин. Универмаг "Московский" тесно сотрудничает по дизайну и оборудованию с германской фирмой Dula. ДЛТ подходит к выбору оборудования индивидуально и сотрудничает с несколькими поставщиками, а дизайн интерьеров разрабатывают его собственные художники. <BR>В универмаги возвращается ушедшая было форма торговли - самообслуживание, когда товар находится в свободном доступе. Людмила Андреева считает это важным элементом, повышающим торговый оборот. "После того как секция швейных изделий перешла на самообслуживание, ежемесячный оборот вырос на 20%", - говорит она. Той же политике следуют и другие торговые предприятия.<BR><BR><B>Торгуем сами</B><BR>Универмаги предпочитают не отдавать в чужие руки торговый процесс, в отличие от вновь построенных центров, например Балканского. <BR>"Когда 3 года назад я стала директором БГД, то мы отказались от субарендаторов и "челноков", уходя от посредников и заключая прямые договоры с фирмами-производителями. В аренду сданы площади только фирмам, оказывающим дополнительные услуги", - говорит Надежда Тушакова.<BR>"Пассаж", по словам Геннадия Серова, в субаренду торговые площади никогда не сдавал.<BR>"Московский" также сокращает площади, сданные в аренду. "В свое время мы отдали часть площадей арендаторам, так как сами не могли заполнить все полки товаром. Инфляция в несколько сотен процентов годовых съела все оборотные средства, и если бы не аренда, нам очень трудно было бы реконструировать магазин. Сейчас не более 25% торговых площадей сданы в аренду", - поясняет Анатолий Злобин.<BR><BR><B>Старые стены</B><BR>Почти все универмаги находятся в старых зданиях. А БГД, ДЛТ и "Пассаж" - в зданиях-памятниках, которые арендуются у города. <BR>С учетом введения новых арендных ставок, центральным магазинам, возможно, придется повысить цены, а, например, "Московский" получит небольшую фору. Зато ему, расположенному вдали от центра, для привлечения покупателей приходится больше денег тратить на рекламу.<BR><BR><B>Планы</B><BR>БГД после реконструкции Невской линии рассчитывает в апреле начать благоустройство тротуаров на Невском проспекте. "Мы хотим создать бульвар типа Елисейских полей в Париже. Также там расположатся мелкорозничная торговая сеть и зона отдыха", - говорит Надежда Тушакова. "Московский" планирует еще расширить торговые площади за счет складов и открыть несколько обновленных секций.<BR>Зданию ДЛТ уже 90 лет, и хотя оно удачно приспособлено для торговли, требует значительных затрат на капремонт. Но задачей номер один Людмила Андреева называет строительство многоэтажного гаража-парковки на 300 автомобилей. "Перед магазином места не хватает. Для финансирования этого проекта создана организация "ДЛТ-Инвест". Возможно, над гаражом будут также торговые площади, но этот вопрос еще остается открытым", - говорит она.<BR>Задачу реставрации здания необходимо решать и "Пассажу". "Мы планируем тратить около $1,5 млн в год на эти цели. Программа рассчитана на 10 лет. Универмаг закрываться не будет, и в первую очередь будут реставрироваться фасады и крыша. Через 10 лет здание должно почти полностью обновиться. В дальнейшем планируется расширить торговые площади предприятия за счет реконструкции подвалов, которые сейчас используются под склады. Это позволит увеличить торговые площади с 5500 м2 до 7500-8500 м2.<BR>В апреле откроется новая секция - фирмы Gabor. Идет работа по проектированию строительства второй галереи под названием "Новый Пассаж" - от Итальянской, 15, до Невского, 44.