Банкиры озабочены выживанием, а не покупкой произведений искусства

В Фонтанном доме (Музей Анны Ахматовой) прошел "круглый стол", посвященный корпоративным банковским коллекциям произведений искусства современных художников.

<BR><BR>В Фонтанном доме (Музей Анны Ахматовой) прошел "круглый стол", посвященный корпоративным банковским коллекциям произведений искусства современных художников.<BR>Предполагалось, что в обсуждении проблемы примут участие представители Банкирского дома "Санкт-Петербург" и других ведущих банков города, озабоченные развитием петербургского искусства и арт-рынка.<BR>Дискуссию о роли финансовых институтов в поддержке современного искусства большинство банкиров проигнорировало. Пришли три очаровательные барышни, представляющие Альфабанк, Анимабанк и Технохимбанк. Поначалу представительницы финансовых кругов не слишком понимали, чего от них хотят напористые искусствоведы, и лишь напряженно ждали, когда у них попросят денег.<BR>Нехитрая мысль, что большое искусство делают большие деньги, неоднократно всплывала в ходе разговора. Приводились примеры из западной художественной жизни, как крупные музеи современного искусства вырастали из значительных корпоративных коллекций. Поминали собрания Морозова и Щукина. Потом предоставили слово дамам из банков.<BR><BR><B>Искусство и банк</B><BR>Менеджер по PR Анимабанка Алла Трубникова рассказала, как банк по мере сил старается помогать художникам. Каждый месяц во всех филиалах Анимабанка проходят выставки. Их устраивают разные галереи, в художественную политику которых банк не вмешивается, предпочитая помогать "в пассивном режиме".<BR>Ни одного имени экспонируемого художника или названия галереи, с которой банк сотрудничает, Алла Трубникова припомнить не смогла.<BR>Менеджер по PR петербургского филиала Альфабанка Лариса Конашенок с непринужденной светскостью призналась, что из-за краткости существования в Петербурге филиал, в отличие от московского Альфабанка, который с помощью аукционного дома "Альфа-арт" подобрал значительные коллекции антикварного и современного искусства, не имеет собственной истории покупок художественных произведений. И пока таких задач перед собой даже не ставит. Прежде чем тратить деньги, необходимо научиться их зарабатывать.<BR>Опыт общения петербургского филиала Альфабанка с деятелями искусства, по словам Ларисы Конашенок, свелся к решению утилитарной задачи - украшению интерьера. Пришлось согласовывать художественный вкус начальства и свой собственный. В результате художнику Петру Татарникову был заказан триптих с заранее оговоренными размерами, сюжетом и даже цветовой гаммой.<BR><BR><B>Искусство и кредит</B><BR>Сотрудник кредитного отдела Технохимбанка Наталья Коротаева с грустью поведала свою историю общения с современным искусством. Несколько лет назад банк выдал галерее "Ариадна" кредит, который не был возвращен. В качестве компенсации банк был вынужден принять коллекцию из 276 живописных работ петербургских художников на общую сумму $10.040.<BR>Наталья Коротаева признала, что банк пытался продать работы, но избавиться удалось лишь от 20. Остальные лежат мертвым грузом, изредка навязанную живопись вывешивают в коридорах и офисах, но спроса на нее нет.<BR>Большинство авторов, представленных в списке, сегодня забыты. Но попадались и имена, значимые на сегодняшней арт-сцене. Их работы предлагаются галереями и покупались не за одну тысячу долларов.<BR>Судя по сводной ведомости, подписанной уважаемыми искусствоведами "Манежа", работы петербургских художников, некогда сотрудничавших с "Ариадной", были оценены по бросовым ценам. В среднем $36,4 за холст. Картинки "митьков" шли по $15-30, холсты Беллы Матвеевой и Дениса Егельского - по $25, пейзажи Владимира Кагарлицкого - по $12. Сегодня работы этих авторов находятся в собраниях уважаемых музеев и продаются в крупных галереях. Причем не только российских.<BR><BR><B>Искусство управлять</B><BR>В ходе беседы искусствоведы предлагали банкирам доверять профессиональному вкусу искусствоведов, который непременно обеспечит полную ликвидность приобретаемых коллекций и стабильный рост цен на картины современных авторов.<BR>Банковские дамы старались разъяснить, что время шальных денег прошло. Зарабатываются они трудно, и тратят редкие свободные средства очень осторожно. Банки, как и большинство жителей города, озабочены прежде всего проблемами выживания, считает Алла Трубникова. А миф о том, что банки посещают суперсостоятельные люди, - не более чем иллюзия. Основные клиенты среднего банка - бухгалтеры и кассиры фирм, которые произведения искусства не покупают.<BR>Несмотря на то что разговор велся на разных языках, собравшиеся интуитивно почувствовали, как трудно управлять большими деньгами и открывать в современной художественной неразберихе имена художников, которые останутся в следующем столетии.