На законы Петербурга нашлась управа

Устав Петербурга вступил в силу.

<BR><BR>Устав Петербурга вступил в силу. <BR>Все скандалы и заявления вокруг этого документа (см. "ДП" №04, 06/98) не смогли остановить эту процедуру. Мариинский пошел на компромиссы со Смольным и внес в устав изменения (см. "ДП" №09/98). <BR>Устав Петербурга имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам Петербурга. Для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов Петербурга уставу, а также для его официального толкования будет создан Уставный суд.<BR>Петербург стал одним из последних субъектов РФ, которые приняли свою конституцию. Особых новшеств в уставе почти нет. Все его положения закреплены ранее принятыми городскими законами. Поэтому депутаты и не торопились принимать Устав Петербурга, пока не ликвидируют пробелы в городской законодательной базе.<BR><BR><B>Хранитель и регистратор</B><BR>Одно из новшеств устава -учреждение должности секретаря Петербурга (см. таблицу 1). Этот пункт устава вступит в силу только с принятием соответствующего закона, но не ранее 1 января 1999 года. Самой важной функцией секретаря, по крайней мере для горожан, станет предоставление информации о правовых актах Петербурга. <BR>Одной из обязанностей секретаря станет государственная регистрация законов и иных городских нормативных актов. <BR>В подтверждение насущной необходимости "регистратора" депутат Законодательного собрания (ЗС) Михаил Амосов приводит курьезный случай с распоряжениями губернатора. Два документа, подписанные в один день, получили один и тот же номер. <BR>Теперь за правильной циркуляцией документов между законодательной и исполнительной ветвями городской власти будет следить секретарь Петербурга. <BR><BR><B>Право на информацию</B><BR>Получение информации о правовых актах ЗС, губернатора, органов местного самоуправления зафиксировано в уставе отдельной статьей. Однако конкретного механизма получения при отсутствии секретаря Петербурга пока нет. <BR>Устав определяет, что официальной публикации подлежат только документы, "затрагивающие права, свободы и обязанности человека". Публикации подлежат также решения об осуществлении проектов, "существенно изменяющих культурно-историческую среду Петербурга". Право же получить закон или распоряжение другого содержания для горожанина (в том числе и предпринимателя) все еще остается несбыточной мечтой.<BR><BR><B>Свое и чужое</B><BR>Важным новшеством стало также четкое определение в уставе предметов ведения Петербурга (см табл. 2). До появления устава это было разбросано по разным нормативным документам. В случае противоречия федеральному закону, изданному вне пределов ведения и полномочий РФ, по предметам совместного ведения действует нормативный акт Петербурга. <BR>Одним из пунктов устава, вызвавших разногласия городских властей, стал вопрос о компетенции (см. табл. 3, 4). Согласно документу, все городские нормативные акты должны приниматься в виде законов. Таким образом, губернатор лишен права выпускать распоряжения по всем вопросам городской жизни, которые на региональном уровне заменяли отсутствующие законы до их принятия. <BR>Губернатор своим правом не злоупотреблял. Но некоторые его распоряжения, например о проведении жилищно-коммунальной реформы, мелкой рознице и оптовых алкогольных базах, вызвали ожесточенные споры. <BR><BR><B>Профессиональный политик</B><BR>Принцип работы депутатов городского Законодательного собрания также претерпит некоторые изменения. Прежде всего депутаты будут только заседать, принимать законы. Им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или занимать должность в исполнительных органах власти. Эти простые правила, давно зафиксированные федеральным законодательством, в Петербурге пока не исполняются. Двое депутатов ЗС работают вице-губернаторами, еще двое - руководителями территориальных управлений администрации, часть рядовых депутатов занимаются предпринимательской деятельностью.<BR>Депутат нового созыва не может заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, должен передать в доверительное управление находящиеся в его собственности акции предприятий. Ему разрешено лишь заниматься творческой деятельностью.<BR><BR><B>Инвалид 9-й главы </B><BR>Органам местного самоуправления посвящена 9-я глава устава. За самоуправлением признается право на муниципальную собственность, собственные источники доходов, принятие в пределах собственной компетенции правовых актов, которые не могут быть отменены органами государственной власти Петербурга. <BR>В собственность муниципальным образованиям переданы только некоторые детские сады и подростковые клубы. Финансирование органов самоуправления полностью подчинено администрации города и построено таким образом, что в любой момент денежный поток может быть прекращен. Но орган местного самоуправления может через суд потребовать полагающееся (см. табл. 5).