Банки и их клиенты могут понести тяжелые утраты

Конец 1997 и начало 1998 года стали временем испытаний для российских финансовых институтов. Петербург - город средних и небольших банков, которых произошедшие изменения коснулись в первую очередь. Последовавшие одно за другим указания Центробанка сделали

<BR>Конец 1997 и начало 1998 года стали временем испытаний для российских финансовых институтов. Петербург - город средних и небольших банков, которых произошедшие изменения коснулись в первую очередь. Последовавшие одно за другим указания Центробанка сделали перспективу работы многих из них туманной. Более того, банковскому бизнесу в городе, где более 90% банков относится к категории средних и небольших, можно только посочувствовать.<BR>Трудно придется многочисленным клиентам средних банков, на плечи которых неизбежно ляжет большинство банковских проблем.<BR><BR>ПОВЫСИЛСЯ НОРМАТИВ резервирования средств для компенсации возможных потерь по ссудам. Это значит, что банкам придется "замораживать" еще более значительную часть средств, которые могли бы находиться в обороте и приносить прибыль. Возможно, российскому и петербургскому банковскому сообществу удастся оттянуть введение жестких мер и выиграть немного времени. Однако некоторые небольшие банки неизбежно столкнутся с альтернативой: умереть или слиться с более крупными. Российское законодательство в последнее время более четко регламентирует процедуру объединения банков - технологически процесс слияния коммерческих структур от этого не упрощается. Но самое главное, что повышение норматива резервирования потребует от банков максимально эффективно распоряжаться свободными средствами. Для клиентов это значит одно - ужесточение кредитной политики и рост процентных ставок. <BR><BR>ВОЗМОЖНО, ПОВЫСИТСЯ УСТОЙЧИВОСТЬ банков, выживших после очередных нововведений. Банки станут крупнее. Однако большинству средних и мелких клиентов вряд ли станет от этого легче. Может быть, на некоторое время много пережившие банковские структуры станут мудрее и внимательнее к окружающим. Может быть, повысится доверие клиентов к банкам, ставшим солиднее. Но непременные спутники быстрой концентрации банковского капитала - войны за власть, влияние и собственность, спесь и высокомерие по отношению к рядовым клиентам. Негативные проявления укрупнения обычно растут пропорционально росту капитала банков. В России, к сожалению, - в геометрической прогрессии.<BR><BR>КЛИЕНТЫ ЗНАЮТ, что далеко не все в работе банка определяется его закрепленной в документах надежностью и устойчивостью. Есть еще уровень менеджмента и уровень сервиса для клиентов, напрямую не устанавливаемые и не изменяемые никакими указаниями Центробанка. Укрупнение банков, несмотря на появление новых возможностей (отбор лучших кадров, совершенствование структуры и технологий), усилит инерционность банковской системы и может уменьшить ее гибкость на быстроменяющемся рынке. <BR><BR>КАЧЕСТВО БАНКОВСКИХ УСЛУГ в среднем по Петербургу в ближайшей перспективе может даже несколько снизиться. Причина в том, что значительные ресурсы банков будут брошены на реорганизацию, изменение технологий, адаптацию к сложной ситуации на финансовых рынках. Кроме того, появление вместо множества небольших банков небольшого количества крупных усилит относительную монополизацию рынка банковских услуг. Большинство российских банков - универсальны (специализация декларируется, но экономических предпосылок по-прежнему не имеет). Ни один петербургский (равно как и российский) банк не смог достигнуть высочайшего уровня всех услуг. В новых условиях альтернатив выбора для клиентов станет меньше. Да и сама монополизация, как известно, никогда и ни в какой сфере не вела к улучшению качества сервиса. <BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>